USD 73.1522    CNY 10.5234    EUR 85.9246    JPY 68.9432
Москва oC
Последние новости
13 дек 2019, 19:52
4641010 Дозатор Finnpipette F1 0,2-2 мкл микро4641010 ДОЗАТОР FINNPIPETTE F1...
Поиск
» » «Легенды исполнительского искусства» в мемориальной квартире Святослава Рихтера

«Легенды исполнительского искусства» в мемориальной квартире Святослава Рихтера

01 фев 2017, 11:14    Freelady
0 комментариев    263 просмотра
«Легенды исполнительского искусства» в мемориальной квартире Святослава Рихтера
Легенды исполнительского искусства (коллекция записей С. Рихтера). Встреча I. «Генрих Нейгауз». 16 февраля 2017.

Для всех влюбленных в фортепианную музыку, а также для тех, кто интересуется великими пианистами прошлого и современности — их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах, — Мемориальная квартира Святослава Рихтера подготовила роскошный подарок.

В 2017 году в «башне» на Б. Бронной состоится новый проект: цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», который откроется 16 февраля.

Первый вечер будет посвящен Генриху Густавовичу Нейгаузу, пианисту и педагогу. Нейгауз – один из основоположников московской фортепианной школы наряду с представителями старшего поколения – К. Н. Игумновым и А. Б. Гольденвейзером.
Его эрудиция, артистизм, демократичность и полная внутренняя свобода привлекали талантливую молодежь, стремившуюся попасть к нему в класс. Святослав Рихтер не был исключением. Позднее пианист признавался, что Нейгауз стал не только его учителем, но и «вторым отцом».

Генрих Нейгауз учился у великих музыкантов: Ф. М. Блуменфельда, Л. Годовского и К. Барта (в Берлине), позднее окончил Школу мастерства при Венской музыкальной академии, получив высшую награду. В 1915 году сдал экстерном все экзамены за курс обучения в Петроградской консерватории.

Д. А. Рабинович вспоминал, что после выступления Нейгауза у него

«на всю жизнь осталось ощущение бурной пламенности его исполнения и такой же бурной реакции, которую эта игра вызывала у слушателей… запомнились слова одного серьезного музыканта: “Какое поразительное и умное вдохновение!”».

С 1922 года и до конца жизни он оставался профессором Московской консерватории (в 1935–1937 директор), воспитав целую плеяду блестящих пианистов: С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, В. В. Горностаева, Л. Н. Наумов, А. И. Ведерников, А. А. Наседкин, В. В. Крайнев и др.

«Да здравствует индивидуальность, долой индивидуализм!»

– это один из лозунгов жизни Нейгауза. Он был эрудитом, человеком широких взглядов и высокой культуры: владел шестью иностранными языками, прекрасно знал художественную литературу и изобразительное искусство, увлекался философией и историей, интересовался естественными науками.

Среди его близких друзей – поэт Борис Пастернак, философ Валентин Асмус, историк и литературовед Николай Вильмонт, искусствовед и переводчик Александр Габричевский, художники Роберт Фальк, Елена Ахвледиани, Василий Шухаев, многие выдающиеся музыканты, актеры и режиссеры.

Человек большого мужества, редкой скромности и невероятного обаяния, Генрих Густавович ощущал поистине родственную близость с теми, в ком угадывал гармонию таланта и культуры. Не случайно он сразу всей душой полюбил Рихтера. Мощь возносящего художественного чувства и ниспосланное обоим, Рихтеру и Нейгаузу, родство душ, было много больше, чем отношения гениального Ученика и великого Учителя.

Рихтер признавался:

«…когда я пытаюсь говорить о Генрихе Нейгаузе, мне тотчас становится жалко и страшно разрушить словами прелесть его неуловимо-прекрасного, такого дорогого для меня образа».

Репертуар Нейгауза-пианиста был достаточно широк: от классики до современной музыки. Об исполнении им Шопена написаны сотни страниц. Рихтер считал Нейгауза великим пианистом, несмотря на его маленькие руки и технические проблемы с этим связанные.

«Он блистательно играл Шумана и Скрябина. Его исполнение ми-минорного концерт Шумана и “Императорского концерта” Бетховена было столь блистательно, что я всегда отказывался включить их в свой репертуар»,

– писал Рихтер о Нейгаузе. Он также утверждал, что в музыкальном исполнении всегда есть элемент театральности, который чрезвычайно важен.

«Необычайно важно произвести впечатление неожиданности… За этим я и пришел к Нейгаузу, и он открыл мне глаза. Он подвел окончательный итог моим исканиям».

Двенадцатого апреля 1963 года «Известия» опубликовали телеграмму, находившегося в тот день на гастролях во Франции Святослава Рихтера — телеграмму в адрес Генриха Нейгауза по случаю его 75-летия. Обращаясь к своему учителю, Рихтер писал:

«…общение с Вами в концертном зале, в классе, дома, в любой обстановке — это всегда как будто чудом открывающийся выход на бесконечные просторы музыки и погружение в глубины мысли. Неповторимы ваш дар, ваша удивительная способность заражать людей своим вдохновением и подводить их к свободному творчеству…».

Рассказывать об исполнительском феномене Нейгауза, о тайнах мастерства и интерпретации музыкальных сочинений с позиций Homo Ludens, будет неординарный пианист, лауреат международных конкурсов, профессор МГК им. П. И. Чайковского Рувим Островский, который любезно согласился стать ведущим нового цикла лекций.

На каждой лекции он будет не только посвящать слушателей в тайны ремесла и магию исполнительского искусства, но и познакомит с музыкальными записями из личной коллекции С.Т. Рихтера.

Начало в 19:00. Цена билета — 500 рублей.

Билеты поступят в продажу в ближайшее время.

Место проведения: Мемориальная квартира Святослава Рихтера. Москва, ул. Большая Бронная, дом 2/6, кв. 58 (16-й этаж)
  • 0
Читайте также
29 мар 2018, 13:38    0 комментариев
Три человека погибли и двое получили ранения при подрыве автомобиля на мине в непризнанной Нагорно-Карабахской республике...
Комментарии