USD 92.5058    CNY 12.7183    EUR 98.9118    JPY 59.7583
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » «Пиковая дама»: пожар человеческих страстей, размытые границы и наваждение

«Пиковая дама»: пожар человеческих страстей, размытые границы и наваждение

03 фев 2017, 10:40    Freelady
0 комментариев    386 просмотров
«Пиковая дама»: пожар человеческих страстей, размытые границы и наваждение
«Что наша жизнь? Игра!» – в Казани открылся XXXV Международный оперный фестиваль имени Ф. И. Шаляпина.

35-й Шаляпинский фестиваль в Казани открылся премьерой оперы «Пиковая дама».

В зрительном зале Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в день открытия был переаншлаг, в фойе театра чиновники, представители всех СМИ города, участники фестиваля, любители оперы обменивались впечатлениями от прежних спектаклей этого престижного театрального форума и ожиданиями предстоящих открытий.

Постановка «Пиковая дама» была самым ожидаемым спектаклем нынешнего сезона. Это уже четвертая опера, которую ставит в татарском театре народный артист России, художественный руководитель – директор Государственного Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Юрий Александров.
На сцене театра оперы и балета имени Мусы Джалиля с большим успехом идут в его постановке оперы «Аида», «Севильский цирюльник» и «Любовный напиток».

Предыдущая постановка выдающейся оперы П. И. Чайковского на казанской сцене состоялась 20 лет назад, а в последние годы спектакль шел только в концертном исполнении.

С оперой «Пиковая дама» П. И. Чайковского казанцы в те годы познакомились раньше – вскоре после премьеры в Санкт-Петербурге, спустя 2,5 года, в 1895 году. Постановка была осуществлена товариществом антрепренера Михаила Матвеевича Бородая под руководством дирижера Ивана Осиповича Палицына.

Труппа под управлением Николая Владимировича Унковского состояла из 40 артистов хора и 24 музыкантов оркестра, а также солистов. Постановка имела успех, и была включена в репертуар театра. Новое прочтение оперы казанцы увидели в советское время: в 1960, 1986 и 1996 годах. А постановка 1996 года представляла собой перенос версии Большого театра 1930-х годов.

По словам Юрия Александрова, «Пиковая дама» (опера, к которой он неоднократно обращался на протяжении всей своей творческой деятельности), решена в традиционном ключе без каких-либо изменений времени действия и сюжета.

Перед началом спектакля зрителей поприветствовал профессор Казанской консерватории Вадим Дулат-Алеев. Он отметил, что опера «Пиковая дама», как магнит, притягивает режиссеров своей музыкой и таинственностью. Искусствовед напомнил, что Петр Ильич Чайковский написал ее за 40 дней.

«Он сжигал жизнь в страстях своей музыки. Атмосфера «Пиковой дамы» завораживает то пожаром человеческих страстей, то холодом неведомого мира»,

– сказал Дулат-Алеев.

И добавил, что в опере этот сюжет перестал быть светским анекдотом, а тайна трех карт в опере действительно существует.

Как считает режиссер-постановщик, эта история рождена Петербургом – городом белых ночей, туманом, дождей и снежных бурь, городом Пушкина, Гоголя, Достоевского.

“Я намеренно размываю границы между картинами, не останавливая «поток сознания», фантазий, наваждений и снов героя, когда тайну трех карт ему открывает не мрачная старуха, а прекрасная дама, сошедшая с картины, увиденной Германом в доме графини”,

– комментирует Александров свое решение спектакля.

Спектакль поставлен на 2 состава исполнителей. В первом в день открытия фестиваля работали: солист Московского театра «Новая опера» Сергей Поляков (Герман), солистка Национальной оперы Украины Оксана Крамарева (Лиза), солистка Большого театра России Татьяна Ерастова (Графиня), солист Мариинского театра Виктор Коротич (граф Томский), солист Мариинского театра Владимир Мороз (князь Елецкий).

Оценку мастерства именитых вокалистов оставим профессионалам. Меня как неискушенного слушателя оперы особенно впечатлило звучание меццо-сопрано восхитительно красивой Оксаны Давыденко (артистка Казахского государственного академического театра оперы и балета им. Абая) во второй картине оперы, где в день помолвки Лизы и князя собрались подруги.

И открытием вечера стала исполнительница партии Графини – статная Татьяна Ерастова, народная артистка России и артистка Большой театра. Тоже, кстати, меццо-сопрано.

Дирижер спектакля итальянец Марко Боэми дебютировал в 1990 году на родине. Сегодня в его репертуарной «копилке» – более 100 оперных партитур. Боэми выступает также как концертирующий пианист совместно со многими выдающимися певцами.

Сама опера завораживает с первых минут не только музыкой, но и зрелищностью. Перед зрителем возникает динамично меняющийся калейдоскоп живописных картин.

Петербургский сад, живописная мизансцена с девушками в роскошном особняке с вечерним пейзажем зимнего сада за окном, торжественно-красочный и в то же время завораживающий бал в роскошной зале в доме графини, набережная Зимней Канавки…

Одна и та же конструкция сценической декорации, благодаря проекции, становится то малахитовой, то мраморной, то могильно-черной по своей отдельной сложной партитуре.

Сценическое оформление нового спектакля создал театральный художник Виктор Герасименко. Его имя хорошо известно казанцам – с местным театром оперы и балета он сотрудничает еще с советских времен.

«Все действие в картине представляет собой как бы непрекращающийся сон, поэтому в оформлении мы активно использовали видеодекорации. Эта идея также заложена в конструктивном решении: основной объем сцены «держат» портики, фронтоны, колонны.

История о карточной игре, без которой немыслима «Пиковая дама», воплощена нами буквально, впрямую. Каждая игральная карта состоит из двух половин: верх и низ карты зеркально отражают друг друга. У нас линия «середины» – это специально подготовленный пол, в котором, как в перевернутом зеркале, отображается то, что происходит в «верхней части», на сцене»,

– отметил Герасименко.

Визуально спектакль напоминает кинофильм – часто сменяющаяся картинка не дает потерять внимание к действу. Интересным решением стал прозрачный, совсем не заметный, занавес на авансцене, на который проецируются «сны» и «страхи» Германа, иллюстрируются состояния и настроение самого действия.

Автор проекций – выпускник режиссерского факультета ВГИК им. С. А. Герасимова Даниил Герасименко. Он получил дополнительное образование по 3D-компьютерной графике в учебном центре МГТУ им. Баумана.

Разработкой видеопроекционных решений Даниил занимается с 2010 года и уже поработал над рядом спектаклей в татарском государственном театре оперы и балета имени М. Джалиля.

Интересно, что в спектакле задействованы артисты хора, оркестра и балета: для них в мастерских театра сшито около 200 костюмов.

Опера «Пиковая дама» показана в рамках XXXV Шаляпинского фестиваля дважды – 1 и 2 февраля. Во втором составе, который был представлен 2 февраля, партию Графини исполняли: солистка Московского театра «Новая Опера» Александра Саульская-Шулятьева, в роли Германа – Николай Ерохин, солист Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Марина Нерабеева (Московский театр Новая Опера им. Е. В. Колобова) исполнила партию Лизы. В партии Князя Елецкого выступил солист Мариинского театра Владимир Целебровский.

В фестивальной афише также 5 шедевров Джузеппе Верди, самого исполняемого композитора фестиваля, оперы Петра Чайковского (помимо «Пиковой дамы» зрители услышат оперу «Евгений Онегин» 4 февраля, две оперы Джакомо Пуччини – «Мадам Баттерфляй» (5 февраля) и «Турандот» (7 февраля).

В день рождения Федора Шаляпина по традиции будет показана народная музыкальная драма «Борис Годунов» Модеста Мусоргского (13 февраля). В про

грамму также вошла комическая опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини (8февраля). Оперный форум завершится двумя Гала-концертами. Как сообщают организаторы фестиваля, в спектаклях примут участие более 40 приглашенных оперных певцов и дирижеров из 9 стран мира: России, Италии, США, Великобритании, Австрии, Турции, Казахстана, Украины и Германии.
  • 0
Комментарии