USD 92.2628    CNY 12.6979    EUR 99.7057    JPY 60.9398
Москва oC
Последние новости
Поиск

Моим любимым пианистам

16 янв 2017, 14:27    Freelady
0 комментариев    446 просмотров
Моим любимым пианистам
У моего Учителя по камерному ансамблю Александра Георгиевича Бахчиева было такое понятие, как “Перевертун”. Каждый раз перед выступлениями мы обсуждали, что обязательно нужен Перевертун.

Это были замечательные консерваторские годы, когда Перевертуном по умолчанию был человек, выступавший одним номером раньше, либо любой из твоих друзей соглашался стать Перевертуном на вечер, одевшись к тому же в красивую чёрную одежду.

Во время исполнения фортепианных дуэтов у нас был у каждого личный Перевертун, и на видео четыре человека за двумя роялями эмоционально двигались в такт музыке. Однако, когда началась реальная профессиональная жизнь, оказалось, что таких классных Перевертунов больше не будет.

Начались годы экспериментов с разными, малознакомыми, одноразовыми Перевертунами, Перевертунами-Непианистами, Перевертунами-Слепцами, Задумчивыми Перевертунами, Нервными Перевертунами, Невкусно Пахнущими Перевертунами и другими.

После многократных попыток наладить этот процесс, громкого шепота и мата, направленного на эффективность переворачивания, двойных перевёрнутых страниц, страниц, полностью загороженных рукой Перевертунов, страниц, повернутых за несколько строчек до переворота, и заработанных многих седых волос, был сделан вывод, что лучше уж как-нибудь сама.

Проработав несколько лет в оперном театре, самым главным и ответственным трудом было вычисление такта, где ты будешь вертеть, играя оставшейся рукой, а также работа над умением вертеть бесшумно и ритмично, дабы не бесить дирижеров шелестом страниц и пианистическим рубато в месте переворота.

Любимые партнеры по камерному ансамблю периодически подкидывали свежую порцию адреналина. Добрейший человечище и замечательный музыкантище Борис Андрианов очень любил (уверена, что и сейчас любит), за пять минут до выхода на сцену изобрести аранжировку для камерного ансамбля из какого-нибудь произведения, мало известного пианисту.

Однажды Боря за кулисами, перед выходом на сцену, с лучезарной улыбкой поставил мне “простыню” из падающих нот, с указанием повторить пятую и шестую страницу, потом пропустить три вперёд, вернуться на начало, da capo fine, назад, повтор, на коду, и повторить самое начало, постепенно ускоряя. Параллельно инструкции были розданы остальным участникам нашего ансамбля. После оглушительного успеха на концерте, итогом является то, что ни жанра, ни композитора, ни общего характера этого произведения я не помню.

Моему счастью не было предела, когда я узнала о существовании педали, с помощью которой можно вертеть страницы на планшете. Эх, вот бы у меня была такая в опере, думала я, насколько жизнь была бы легче. Искусственный Перевертун был не душевен, но с работой справлялся идеально.
Я стала потихоньку использовать авто-Перевертуна во время репетиций, а потом и во время небольших концертов. Из суеверных соображений я сначала брала с собой бумажные ноты тоже, “а вдруг что-нибудь зависнет?”, на всякий случай. Все работало отлично, и я перестала печатать бумажные ноты.

В один вечер в небольшом домашнем концерте я исполняла “Историю Танго” Пьяццоллы со своим в ту пору постоянным партнером по камерному ансамблю, замечательным скрипачом, и большим любителем Малера. Все шло отлично, и публика бурно радовалась необычным постукиваниям по дереву рояля в перерывах между душещипательными скрипичными завываниями. Экран начал мигать.

После пары подмигиваний страницы перестали переворачиваться педалью, и я попробовала вертеть рукой, но безуспешно. Примерно пару страниц я продолжала играть наизусть, потом перешла к наигрышам. На солиста я старалась не смотреть, но некоторый эмоциональный градус ощущался. Политональные эксперименты продолжались некоторое время, после чего я взяла минорное трезвучие и сказала, извините, небольшие технические неполадки.

“Играй каприсы Паганини, говорю, а я пойду айпад перезаряжу”.

“Не буду”,

– коротко ответил солист. Публика продолжала сидеть в полной тишине и темноте.

“Сыграй 24-й каприс!”,

– сказала я громким шепотом из другой комнаты.

“Нет”,

– говорит.

“Сыграй ТЕМУ 24-го каприса!!!!”

Молчание. Публика ждёт, планшет загорается белым яблочком.

“Сыграй тему 24-го каприса!!!!”

Звучит тема 24-го каприса, публика рукоплещет, планшет перезагружается, Пьяццолла звучит с новой силой.

Всю эту неделю я репетировала с камерным хором Сан Антонио, т.к. мы готовим программу, состоящую из Спиричуэлс. Хоровые аккомпанементы это вообще кошмар, везде сплошные “фонари”, dal segno, da capo, повторы, перевороты на несколько страниц назад и вперёд “оставшейся рукой”. Ноты вырывались из пружин при перевороте и падали. Ещё несколько раз я перевернула несколько страниц, но неверное количество, несмотря на загиб страницы.

И вот сегодня я клеила в нотах “волшебных Дергунов”. Они клеятся к той странице, куда надо перейти. Пришло время da capo или dal segno, дёргаешь Дергуна, странички переворачиваются. На фото в начале статьи – Дергуны.

Дорогие и любимые пианисты! Это нам не на скрипочке в одном ключе на одной странице играть! Поздравляю всех со Старым Новым Годом, и дарю свою идею с Дергунами, может, пригодится.

Александру Георгиевичу Бахчиеву низкий поклон.
  • 0
Комментарии