Последние новости
13:48 z своих не бросаем
Информация / Мировые новости / Россия / Политика / Общество
19:52 finnpipette.ru
Информация / Россия / Здоровье / Наука / Экономика
Поиск
Авторские материалы
« Декабрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Томские ученые создали технологию удешевления производства бензина
16 янв 2017, 14:10 Freepress
0 комментариев 448 просмотров
Создатели морозоустойчивого автомобильного топлива для Арктики из Томского политехнического университета (ТПУ) разработали технологию получения более дешевого бензина, что в будущем позволит экономно расходовать нефтяные запасы, сообщили в пресс-службе вуза.
"Учеными ТПУ разработаны технологии утилизации и переработки газовых конденсатов и попутных нефтяных газов (ПНГ) в высококачественный автомобильный бензин и другие ценные продукты. Используя нанотехнологии, политехники нашли способ не только решить актуальную для нефтегазовой отрасли проблему утилизации ПНГ, но и значительно удешевить производство автомобильного бензина", - сообщили в пресс-службе.
По словам руководителя лаборатории "Переработка углеводородного сырья с применением нанотехнологий" ТПУ Владимира Ерофеева, если в нефти содержится максимум 10-15% прямогонной бензиновой фракции, то в газовом конденсате - до 80% и более. "Например, если вы хотите получить 10 тыс. тонн высокооктанового бензина, вам необходимо будет переработать примерно 100 тыс. тонн нефти. В то время как газового конденсата для получения такого же объема продукции потребуется около 15 тыс. тонн, что позволяет существенно экономить на сырье", - привели в вузе слова ученого.
Кроме того, не все типы нефти, в отличие от газового конденсата, содержат в большом количестве прямогонные бензиновые фракции, пригодные для получения высококачественных бензинов классов "Евро 5" и "Евро 6". Однако газоконденсат и ПНГ труднее перерабатывать, чем нефть, поскольку молекулы метана и этана, входящие в их состав, химически инертны - практически никак не взаимодействуют с другими молекулами. Следовательно, их трудно во что-то преобразовать, поэтому попутный газ в большинстве случаев сжигается.
В Томске нашли способ, как решить эту проблему, используя модифицированные наноструктурированные цеолитные катализаторы. У них микропористая структура, диаметр каждой поры сопоставим с малыми молекулами этана, пропана, бутана и другими. "Внутри каждой микропоры расположены суперкислотные активные центры. Попадая в эти "узкие" микропоры, молекулы самых химически инертных из органических соединений изолируются и под воздействием суперкислотных центров приобретают повышенную подвижность и реакционную способность, что позволяет значительно легче и при меньших энергетических затратах подвергать их различным химическим превращениям, образуя с их помощью различные ценные продукты", - пояснил ученый.
Созданы специальные каталитические установки, перерабатывающие газоконденсат и ПНГ. Они полностью автоматизированы и мобильны, их можно использовать прямо на месторождениях. Ведется их апробация на томских месторождениях. Ранее этот же коллектив создал технологию получения высокооктановых морозостойких бензинов и дизельного топлива, которые способны выдерживать температуры до минус 80 градусов.
Комментарии