USD 92.2628    CNY 12.6979    EUR 99.7057    JPY 60.9398
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Проекты Юровского и Нетребко в Большом: музыкальные критики – об итогах 2016-г

Проекты Юровского и Нетребко в Большом: музыкальные критики – об итогах 2016-г

08 янв 2017, 11:25    Freelady
0 комментариев    512 просмотров
Проекты Юровского и Нетребко в Большом: музыкальные критики – об итогах 2016-г
Ценители классической музыки сохранят теплые воспоминания о 2016 годе и связанные с ним яркие фестивальные программы, сольные выступления инструменталистов и вокалистов, громкие дебюты и сильные постановки.

О самых резонансных событиях рассказывают Майя Крылова и Вячеслав Шадронов.
Майя Крылова, музыкальный критик. В начале сезона в Большом зале консерватории вагнеровский бас Рене Папе исполнил фрагменты, конечно, из опер Вагнера и поразил чувством стиля и космической силой звука.

Московская филармония провела серию интереснейших барочных концертов. Среди них – опера Генделя “Ксеркс” (не помню, звучала ли она когда-либо раньше в России). Камерный оркестр MusicaViva и интернациональный состав солистов исполнили раннюю кантату Генделя “Ацис, Галатея и Полифем”.

В концерте принимал участие изумительный молодой певец Морган Пирс. Австралийскому бас-баритону всего 26 лет. Можно предсказать ему блестящее будущее в мировой оперной иерархии.

Невозможно не отметить вечер ансамбля Филиппа Херревеге CollegiumVocaleGent. На вопрос о лучшем интерпретаторе музыки Баха Херревеге без ложной скромности называет себя. В этом с ним трудно спорить, потому что был эталонный Бах во всех отношениях.
Еще один яркий концерт – “Роберто Девере” Доницетти с Мариэллой Девиа (бельканто ювелирной выделки!). На осеннем фестивале Российского национального оркестра исполнили ораторию “Сотворение мира” Гайдна и редкую для нас оперу Россини “Эрмиона”.

Из событий последнего месяца хочется отметить концерт Юлии Лежневой с произведениями Генделя, Порпоры и Грауна. Барочных певиц такого уровня, когда голос звучит, словно музыкальный инструмент, в мире мало. В январе в 19-й раз прошел фестиваль “Возвращение”, который объединяет известных музыкантов, сделавших карьеру в Европе. Каждый год они собираются вместе, чтобы возвратиться в российское музыкальное пространство и сыграть для наших слушателей. В январе 2017 года фестиваль отметит 20-летний юбилей.

Неизменно привлекают внимание проекты Владимира Юровского. На своем летнем фестивале он представил серию концертов, в том числе с киномузыкой Шостаковича в программе. Юровский выбрал партитуру к фильму “Новый Вавилон”, которую исполнил параллельно с трансляцией самой кинокартины.

Там же на фестивале прозвучала театральная музыка Прокофьева, что было и исторически познавательно, и музыкально интересно. Дирижер, чей дар слова не менее ярок, чем дар интерпретации музыки, сопровождал вечера историческими рассказами.

Фестиваль актуальной музыки “Другое пространство”, опять же во многом благодаря энтузиазму Юровского, стал колоссальным событием года. Залы были забиты и билеты распроданы, что говорит о готовности аудитории, в том числе молодой, к восприятию музыки того времени, в котором она живет.

Большой шум вызвал Теодор Курентзис: летом он представил свое видение Шестой симфонии Малера. Курентзис заявил, что симфония, вопреки ее реноме, не трагическая, и попытался это доказать. Мнения слушателей оказались неоднозначными – от фанатически-восторженных до резко отрицательных. Концерты пермского дирижера всегда проходят с аншлагами, привлекая, в том числе, и публику, которая аплодирует между частями симфонического произведения. Что поделаешь? Курентзис, со всем его недюжинным талантом, стал еще и модным.



Прошел ряд заметных оперных премьер. В “Фаусте” Новой оперы режиссер Екатерина Одегова и драматург Михаил Мугинштейн нашли интересный подход к материалу, воплотив достаточно очевидную вещь, до которой, тем не менее, прежде никто не додумался.

Спектакль Новой оперы связан с булгаковскими мотивами. Ведь “Фауст” Гуно был любимой оперой Булгакова, и это повлияло на роман “Мастер и Маргарита”.

Премьера “Манон” в Большом театре в любопытной постановке Адольфа Шапиро примечательна участием Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова. Они подошли к спектаклю с большой ответственностью, без малейших признаков звездной болезни. И спели, конечно, на звездном уровне.

Много споров вызвала “Катерина Измайлова” в то же Большом театре. Джон Дашак и Надя Михаэль блестяще исполнили главные партии, однако были вопросы к режиссерской и дирижерской трактовке. По мнению многих зрителей, Римас Туминас и Туган Сохиев слишком смягчили жизненные “низы” в партитуре Шостаковича.

Недавняя премьера Большого – “Билли Бадд” в копродукции с Английской национальной оперой – одна из лучших постановок последних лет. Ее сделали дирижер Уильям Лейси и режиссер Дэвид Олден. Действие перенесено из XVIII века в наши дни, и авторы раскрыли универсальность проблем, актуальных для любой эпохи в том числе и евангельские мотивы, заложенные в фабуле. Певцы двух стран, оркестр и хор Большого театра справились с Бриттеном на ура. После этого спектакля выходишь из театра другим человеком.

На Новой сцене Большого дебютировал Тимофей Кулябин – с “Доном Паскуале”. После новосибирского “Тангейзера” за Кулябиным к моменту премьеры сохранялась репутация скандалиста, хотя режиссер, разумеется, никогда не стремился им быть, а просто хотел воплощать свои нетривиальные идеи.

В Большом он поставил оперу-буффа по всем ее законам, но наполнил серьезными вопросами. Например, таким: как интеллигент старого типа уживается с молодыми и наглыми представителями другого поколения, иной общественной среды?

Александр Титель сделал в Музыкальном театре “Пиковую даму”. Действие у него происходит в Петербурге перед Первой мировой войной. Тителю важно показать не только трагедию персонажей, но и конец громадной эпохи – императорского Петербурга, императорской России. В год юбилея Прокофьева режиссер поставил и комедию “Любовь к трем апельсинам” – возможно, это не самая смешная его работа, но забавная для москвичей: интрига в спектакле развивается на фоне перекапывания столицы городскими властями. В сентябре прошли гастроли театра Ла Скала. Опера “Симон Бокканегра” как спектакль вызвала много нареканий. Впрочем, за дирижерским пультом стоял Риккардо Шайи, и оркестр звучал прекрасно.

Зато ярко выступил в Москве Екатеринбургский театр оперы и балета, который привозил на “Золотую маску” номинированный спектакль – оперу Гласса “Сатьяграха” о Махатме Ганди. Постановка такой сложной партитуры в региональном театре – художественный риск, который себя полностью оправдал.

Ильдар Абдразаков, один из лучших басов мира, не только блестящий певец, но и потрясающий актер, выступил в трех разных московских проектах. В Большом театре спел партию Филиппа II в “Доне Карлосе”. В опере “Сказки Гофмана” (Музыкальный театр) – главного негодяя во всех его обличьях. И предстал Мефистофелем в “Фаусте” в концертном исполнении оперы в Филармонии. Его искуситель рода человеческого в знаменитой арии о власти золота гипнотизировал зал нескрываемым ехидством и убежденностью в грешности людской природы.

Россиниевский тенор Максим Миронов, широко востребованный европейскими театрами, привез проект, связанный с музыкой Беллини. Певец, сам похожий на композитора-романтика, построил программу не на фрагментах из известных опер, а на камерных “салонных” песнях, и это было исполнено в салоне Московского музыкального театра. Вдобавок он оказался прекрасным рассказчиком, а не только дивным певцом бельканто.

В этом году вышли интересные записи, упомяну две: альбом музыки Шнитке в исполнении скрипача Романа Минца, Екатерины Апекишевой (фортепиано) и Ольги Мартыновой (клавесин).

Знаковую запись сделал Большой театр: фирма “Мелодия” выпустила “Детей Розенталя”, оперу Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина, которая в свое время вызвала неоправданное возмущение некоторых общественников и депутатов Госдумы.
Вячеслав Шадронов, журналист, блогер

Первую половину сезона очень активно работали все московские музыкальные театры. Прежде всего, конечно, Большой, причем в “оперном направлении”, что приятно, поскольку в предыдущие годы его балетные успехи оказывались заметнее.

И самая громкая премьера – безусловно, “Манон” Пуччини, важная не только фактом участия в спектакле Анны Нетребко, дебютировавшей (как это ни странно) в Большом только теперь, но и интересным примером содружества мэтра драматической режиссуры Адольфа Шапиро со сценографом совсем другого поколения и направления – Марии Трегубовой.

Можно спорить, насколько музыкальная и визуальная стороны постановки адекватны друг другу, но полноценная (не дутая) сенсация случилась. Менее резонансная, но объективно не менее значимая оперная премьера Большого – “Билли Бадд” Бриттена, спектакль, выпущенный на Новой сцене театра. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко появилась свежая “Пиковая дама”(прежняя, державшаяся в репертуаре с 1970-х годов, несколько лет назад сошла со сцены), несомненная удача режиссера Александра Тителя и сценографа Сергея Бархина, интереснейшая, в чем-то неожиданная работа дирижера Александра Лазарева. Из ансамбля солистов хочется выделить великолепную Ксению Дудникову в партии Полины.

“Новая опера” порадовала “Фаустом” (режиссер Екатерина Одегова, дирижер-постановщик Ян Латам-Кениг). Неформально, творчески подошел к юбилею Шостаковича “Геликон”, сделав замечательную программу “Шостакович вместо сумбура”. Уже в декабре Камерный театр Покровского представил “Орфея” Глюка в редакции Берлиоза. Я сам пока не дошел на этот спектакль. Но тот факт, что за эту партитуру взялся Геннадий Рождественский, который в последнее время работает меньше, чем всем нам бы хотелось, делает эту премьеру событийной.

За считанные месяцы московская афиша обогатилась едва ли не десятком названий мюзиклов – и лицензионных, и оригинальных. В первую очередь я бы выделил “Анну Каренину” в Московской оперетте, “Гордость и предубеждение” в МХТ и ремейк бродвейского блокбастера “Бал вампиров”. Очередные, ставшие уже привычными гастроли миланского театра Ла Скала в сентябре оставили противоречивые впечатления: от спектакля “Симон Бокканегра” с участием Лео Нуччи ожидали большего; а вот исполнение “Реквиема” того же Верди под управлением Риккардо Шайи прошло на ура.

Никто из интересующихся оперой не проигнорировал кинопоказы “Травиаты” Роберта Уилсона и Теодора Курентзиса – постановка выдвинута на “Золотую маску”, но не доедет до Москвы, так как только монтаж спектакля занимает пять дней, а это слишком накладно для фестиваля.

Концертная жизнь первой половины сезона 2016-2017 выдалась еще более насыщенной, чем театральная, начиная с первой декады сентября, когда Михаил Плетнев открыл фестиваль Российского национального оркестра двумя сольными концертами.

Несмотря на то, что они проходили в Олимпийской деревне, а билеты стоили безумных денег, выступления Михаила Васильевича привлекли особое внимание еще и тем, что во втором из вечеров он взял на себя роль аккомпаниатора при исполнении вокального цикла “Зимний путь” Шуберта, но и в таком качестве все равно остался “главным героем”, несравненным гением. Сам оркестровый фестиваль тоже оказался насыщенным – снова приезжал Альберто Дзедда и дирижировал Россини, а сам Плетнев встал за пульт РНО в оратории Гайдна “Сотворение мира”.

Еще один симфонический коллектив, Госоркестр имени Светланова выдающимися программами отмечает свой 80-й сезон. И пусть премьеры опусов Ефрема Подгайца и Александра Вустина, приуроченные к юбилею, могут вызвать некоторый скепсис, в целом оркестр подтверждает свои ведущие позиции.

Заслуга в том, однозначно, руководителя коллектива Владимира Юровского (имею в виду концерты с его непосредственным участием, потому что были и другие). При этом стоит отметить, что 80-летие оркестра не было “осенено” официозными речами, вручением почетных грамот, присутствием чиновников в зале – по сегодняшним понятиям это, увы, выглядит почти как “черная метка” Юровскому с его бескомпромиссной репертуарной политикой и человеческой позицией. Еще один проект Юровского я бы вообще назвал главной музыкальной сенсацией уходящего года – фестиваль актуальной музыки “Другое пространство” с концертным исполнением оперы Адамса “Эль Ниньо” и уникальными оркестровыми программами, “прираставшими” днями и вечерами менее масштабными, но по-своему значительными камерными концертами экспериментального формата.

Празднование 150-летия Московской консерватории запомнилось не столько официальными мероприятиями, сколько исключительным историческим камерным концертом в Малом зале, где за один вечер выступили квартеты имени Бородина и имени Прокофьева, Дмитрий Ситковецкий в дуэте с Ниной Коган, Владимир Сканави, Елена Ревич и другие выдающиеся музыканты.

Неоднократно выходил на московские площадки за четыре прошедших месяца с оркестром, в камерном составе и в сольном концерте любимчик публики и “народный фаворит” прошлогоднего конкурса имени Чайковского пианист Люка Дебарг, провоцирующий подчас противоположные, но неизменно яростные отклики – от безудержного восторга до полного неприятия.

Из тех вечеров, на которых мне довелось присутствовать, удался дуэт в Концерте для двух фортепиано Франсиса Пуленка с другим молодым французом Реми Женье, несмотря на недостатки дирижера и оркестра; тогда как сольная программа Дебарга в БЗК с сонатами Шуберта и Шимановского оказалась далеко не блестящей.

Крайне несправедливо обойти вниманием камерные концерты, притом что, очевидно, события на крупных площадках в большей степени на виду, и мало что затмит сольное выступление Юлии Лежневой с изысканной барочной программой. Это, может быть, лучший из ее московских концертов за все годы (тем более что на следующий сезон ее приезд пока не запланирован вовсе) или концертное исполнение оперы “Фауст” с участием Ильдара Абдразакова и Василия Ладюка. Но не менее значимыми оказались концерты редко приезжающих в Москву скрипача Гидона Кремера вместе с Кларой Джуми Кан в рамках “Декабрьских вечеров” Пушкинского музея (они представили абсолютно уникальную программу, сыграв, в частности, один из последних опусов крупного авангардиста Луиджи Ноно, посвященный Тарковскому), виолончелиста Ивана Монигетти в МЗК, а также пианиста Вадима Холоденко, который под конец года, будто следуя примеру Михаила Плетнева, тоже дважды выступил в МЗК – сначала с сольной фортепианной программой, а затем в качестве аккомпаниатора.

Наконец, событие, которое по сути уже случилось, традиционно обозначающее “экватор” концертного сезона на рубеже старого и нового года – юбилейный ХХ фестиваль камерной музыки “Возвращение”. Не полагаясь на поддержку официальных структур, в течение последних месяцев организаторы собирали деньги на интернет-платформе, и теперь в первой половине января в Рахманиновском зале консерватории представят четыре концептуальные программы.
  • 0
Читайте также
14 дек 2016, 10:50    0 комментариев
ЛДПР предлагает звезды Кремля — рубиновые навершия шпилей башен, которые, как считают во фракции, являются символами масонов —...
Комментарии