
Новогодние праздники – время не только застолий и прогулок, но и культурных событий – выставок, фестивалей, концертов.
В этом году москвичи и гости столицы могли слышать выдающихся исполнителей мирового уровня на фестивале «Новый год в консерватории», который прошел в Московской консерватории с 29 декабря 2016 по 5 января нового 2017 года. Ведущие мировые исполнители выступают в праздничном украшенном Большом зале консерватории, создавая истинное новогоднее чудо.
Разрешите поделиться некоторыми субъективными впечатлениями от того концерта этого Фестиваля, на котором мне удалось побывать.
3 января 2016 состоялся концерт Хуана Диего Флореса, известного и любимого во всем мире певца, которого называют “tenore di grazia” — «изящным тенором».
Среди моих знакомых есть страстные поклонницы певца, готовые слушать его в разных городах и странах, и я рада, что мне тоже предоставилась возможность послушать редкий по тембру чарующий голос Флореса. В сопровождении известного итальянского пианиста Винченцо Скалера певец исполнил арии из опер и песни, которые сделали его знаменитым во всех уголках мира.
Музыка Россини, Доницетти, Моцарта, Леонкавалло, Верди, Пуччини в исполнении Флореса искрилась жизнью и всеми красками его легкого, звонкого, нереально прекрасного голоса. В первом отделении прозвучали произведения Моцарта и Россини, причем певец, видимо в ответ на праздничное настроение концерта, заменил указанные в программе арии из опер Моцарта «Похищение из сераля» и «Митридат» на более известные оперные
шедевры великого композитора. Прозвучали арии Феррандо из оперы «Так поступают все» и красивейшая ария Дона Оттавио “Il mio Tesoro”, которая пленила публику, отвечающую певцу овациями.
Вполне разделяя восторг публики от исполнения столь любимого мной композитора, я была тронута не только эстетически, но и эмоционально. В завершение первого отделения прозвучала технически очень сложная ария Россини “ Ah, dov’e il cimento”, и блестящее владение всеми возможностями и оттенками голоса подтвердило заслуженную репутацию певца на всех мировых оперных сценах.
Второе отделение достигло подлинного эмоционального накала – певец исполнил жемчужины тенорового репертуара, принесшие ему мировую славу – романс Неморино из «Любовного напитка», раскрывшие новые краски в его голосе арии из «Богемы» Пуччини и «Вертера» Масснэ.
Далеко не всякому вокалисту, даже осень талантливому, подвластны столь различные вокальные миры. От исполненных с легкостью и изяществом технически крайне сложных сочинений Россини до драматических оттенков, звучащих в арии Родольфо и в лирической, с оттенками трагизма арии Вертера – все было безукоризненно, как с технической, так и артистической точки зрения.
Мне давно не приходилось слышать таких оваций и чувствовать искренний восторг аудитории. Подкупает и манера Хуана Диего Флореса держаться на сцене, его артистизм и изящество, и прекрасный ансамбль с блестящим Винченцо Скалера.
В конце концерта певец вышел с гитарой и еще раз очаровал зал, исполнив столь любимую всеми “Besame mucho”, «Голубку» и – как апофеоз этого чудного вечера – “La donna e mobile”. Настоящий праздник, так нужный нам всем в наше непростое время, состоялся и показал великую силу музыки, способной творить чудеса.
И все же вечер оставил двойственное впечатление, что ни в коей мере не относится к безупречному исполнению Хуана Диего Флореса.
Известно, что для успешного концерта важны как исполнители, так и публика, и публика Московской консерватории всегда считалась прекрасной с точки зрения истинной любви к музыке. Известно и то, как велика коммерческая составляющая современного арт-бизнеса.
Билеты на концерты Новогоднего фестиваля несомненно могут стоить выше, чем, положим, на абонементные концерты. Но в этот раз цены были выше возможностей даже самых больших поклонников и поклонниц певца. Не приводя цифр (их можно посмотреть на сайтах Фестиваля и консерватории), скажу, что они на несколько порядков выше цен в лучших концертных залах Европы, где я бываю достаточно часто.
Таким образом, для истинных любителей был доступен только амфитеатр (я сама второй раз в жизни была в амфитеатре, который, несмотря на прекрасную акустику, «отдаляет» от происходящего на сцене действа). Впрочем, это оказалось очень хорошо для восприятия музыки, поскольку партер был заполнен людьми, считающими, видимо, ненужным отключать телефоны и хранить молчание во время концерта – звонки раздавались прямо во время пения, как и реплики из зала.
Можно только удивиться терпению исполнителей, которые могли просто прекратить концерт. Прошу извинение за эти нелестные отзывы, но, может быть, все же наши менеджеры в области искусства задумаются об организационной стороне их бизнеса, а также о необходимости поощрения «своей» целевой аудитории, что является принятой практикой на Западе.
Тем не менее, досада ушла, а волшебный голос Хуана Диего Флореса остался в душе, как и прекрасная музыка, звучащая во все времена на просторах земли.