USD 89.7026    CNY 12.3300    EUR 97.0954    JPY 57.1100
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Владимир Спиваков: “Музыкальный шедевр – это логический экстаз

Владимир Спиваков: “Музыкальный шедевр – это логический экстаз

15 дек 2016, 13:27    Freelady
0 комментариев    434 просмотра
Владимир Спиваков: “Музыкальный шедевр – это логический экстаз
Неделька выдалась та еще. Прямо россыпь культурных мероприятий, звездные личности соревнуются друг с другом за внимание публики и прессы.

«Не знаешь, куда пойти»,

– сетует коллега «по несчастью».Не сговариваясь, делаем выбор в пользу «Виртуозов Москвы», как, впрочем и еще 500 челябинцев, заполнивших зал Прокофьева от и до.
Продолжение души

Вопрос ребром для пристрастного зрителя всегда решается в пользу музыки. Если честно, для меня совершенно непостижимо, как можно быть равнодушным к ней. Музыка действует напрямую на эмоции и чувства без посредничества слов и тайных смыслов в театре, без форм и сложных знаков в живописи или скульптуре.

Даже всеми любимый танец вторичен по отношению к музыке. Эмоциональная депривация, заразившая большинство нашего населения, последнее время просто угнетает. Проблема перешла уже в разряд диагноза. Впрочем, мы отвлеклись на досужие размышления.

Концерт в минувшую среду вернул к радости измученный безответными вопросами журналистский мозг, истерзанную сомнениями душу и уставшее от бесплодно трудовых будней тело. Великая сила искусства проявилась на концерте «Виртуозов Москвы».

Признаюсь – «Виртуозов» люблю с детства, спасибо педагогу, их можно слушать бесконечно. Дивертисмент Моцарта они играют регулярно, чуть не каждый приезд. И каждый раз умудряются оставаться на высоте.

“Как звучат, как звучат”,– тихонько вздыхает сосед, очень хороший челябинский музыкант.

Об эталонности, выверенности звучания этого коллектива написаны километры рецензий. Не буду оригинальной.

“Маэстро, как вам удается добиться идеального звука?”

– пытаю дирижера после концерта.

“Я знаю, в каком зале как играть, чувствую,

– пожимает плечами Спиваков.

Мы же репетируем перед концертом, конечно, когда приходит публика акустика чуть меняется, звучание оркестра корректируется. Руки должны звучать у дирижера, если этого нет, в оркестре звука нет. А руки – это продолжение души.”

Эмоцио или рацио

Музыка Моцарта, Боккерини оживляла давно забытое чувство радости бытия, полноты жизни, несла совершенно другое, забытое мироощущение жизни, когда человек был венцом творения и творцом одновременно. Трагичная элегия Шостаковича промелькнула как тучка на небосклоне, разрядившаяся прыжками, смешками и хихиканьем в польке.

– Вы больше тяготеете к эмоциональной музыке, чем к интеллектуальной? Малера и Брукнера по крайней мере в программе не было?

– Знаете, что такое шедевр музыкальный? Это логический экстаз.

И все-таки именно эмоциональность делает концерты оркестра с одной стороны узнаваемыми, с другой – неповторимыми. Юмор Шостаковича, радостный трепет Моцарта, аргентинская страсть Пьяццоллы помноженные на профессионализм музыкантов и артистизм самого маэстро вызвали многократный рикошет у публики – зрители требовали бисов вновь и вновь.

– Как поживает ваша «Любаша» (так любовно зовет Спиваков скрипку Страдивари – прим. авт.)?

– Хорошо, сегодня мы с ней виделись, поработали. У меня в Москве 14 числа будет концерт, где я выступаю.

– Но мы вас со скрипкой не увидели…

– Но я не могу все вместить в один концерт. Мы привезли солистку «Новой оперы».
Шанс для начинающих

Маэстро традиционно пестует молодые таланты. Работа с ним прекрасная школа, а еще больше шанс для начинающих быть замеченными. В этом году, как и в прошлый раз, «Виртуозы» вновь сделали промоушен для молодой певицы.

Анастасия Белукова числится солисткой «Новой оперы». В репертуаре пока только три солидных работы – Адель в «Летучей мыши», Розина в «Севильском цирюльнике» и Людмила в «Руслане и Людмиле».Миленькая, симпатичная девушка со столь же милым голоском в красном платьице стала украшением сцены и радовала глаз. Увы, в вокальном плане ее заслуги оказались более, чем скромными. Хотя репертуар был изначально выигрышный и суперпопулярный – ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки», «Испанская песня» Делиба и ария Джудитты.

Исполнительнице не хватило ни темперамента, ни сексуальности, ни утонченности. Авторитет мэтра помог ей продержаться на сцене и даже получить аплодисменты.

– Как вы относитесь к тому, что в школах отменили уроки пения?

– Плохо очень отношусь. Думаю, что с приходом нового министра образования это как-то изменится. Его предшественника я не уважал, и не только из-за этого – за ЕГЭ в том числе и другое.

– Расскажите о вашем детском фонде. Сейчас труднее находить талантливых детей?

– Талантливых детей очень много, условия тяжелые довольно таки. Нет никакой возможности сейчас за границей получать помощь, это нехорошо. При этом спонсоры легко могут подарить, к примеру, часы с бриллиантами. Они странные люди, им кажется, что только это может обрадовать человека.

Меня это огорчает, а такие вещи я никогда не носил и носить не буду, не хочу, мне не нравится. Это был, кстати, реальный случай, когда один человек хотел подарить дорогие часы с какими-то камнями, с каким-то стеклом рубиновым, администратор сказала: «Он их носить не будет, он их забросит на шкаф» – Да что вы?! А что его обрадует? – Вот если бы вы могли помочь детскому фонду». И он помог.
Немного о теории простых чисел

– Говорят, вы отменили концерт в Париже?

– Концерт должен был проходить в присутствии двух президентов – Олланда и Путина. Президент Франции странно очень себя повел, насколько странно, что Владимир Владимирович счел невозможным приехать на открытие выставки Щукина.

Кстати, это потрясающая выставка из коллекции Сергея Щукина, которую он приобрел в конце 19 – начале 20 века. Должен сказать, что я видел собственными глазами, как французы плачут у полотен Матисса, Гогена и раннего Пикассо. Их собрал и сохранил для будущего русский человек. Поскольку так случилось, я посчитал невозможным для себя играть этот концерт. Мы играли 21 октября другой концерт с другой программой.

– Вы считаете, что художник должен быть в курсе политических событий, должен проявлять свою политическую волю?

– Это от человека зависит, во-первых. А во вторых, я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Потому что всегда неуклюже получается, когда политик начинает говорить о каких-то профессиональных моментах в музыке, а музыкант рассуждать о политике, не зная множества подводных камней, о которых мы понятия не имеем. Это все равно, что я пришел ба на факультет высшей математики в МГУ или Бауманский и начал разговаривать на предмет теории простых чисел с людьми, которые эту тему знают лучше меня в сто раз. То же самое.На прощанье маэстро поздравил Челябинскую филармонию с юбилеем – в этом сезоне сотрудники будут отмечать 80-летие:

“Здесь прекрасный, чистый зал, чудная акустика, мы счастливы приезжать сюда, и всегда с большой любовью вспоминаем ваш город. Желаю дальнейшего процветания, удачи и растите хороших детишек – это ваше творческое будущее.”
  • 0
Комментарии