USD 92.5919    CNY 12.7477    EUR 100.2704    JPY 61.0161
Москва oC
Последние новости
Поиск

Артист мира

10 дек 2016, 11:21    Freelady
0 комментариев    477 просмотров
Артист мира
Владимир Спиваков со своими “Виртуозами Москвы” дал единственный концерт в Магнитогорске.

Ещё пару дней назад ему рукоплескала Европа, по которой он гастролировал с Национальным филармоническим симфоническим оркестром.

Короткая передышка в Москве – и вот он уже в Магнитогорске с “Виртуозами Москвы”, которых когда-то создал и почти сразу же завоевал мировую славу.Наш город – первый в составе короткого уральского турне: от нас коллектив отправился в Челябинск, оттуда – в Екатеринбург и пару городков Свердловской области.

Далее у маэстро насыщенная предновогодняя страда – и с “Виртуозами”, и с симфоническими оркестрами, которая завершится грандиозной новогодней ночью на канале “Культура”, где “на растерзание” Спивакову будет отдано целых три, а то и все четыре часа. Новый год на “Культуре” с участием Владимира Теодоровича – традиция давняя, но в прошлом году в связи с финансовыми затруднениями прерванная.

“В этом году денег на государственном телеканале больше не стало, но, видимо, без Спивакова в новый год ещё хуже, чем без них”,

– улыбается маэстро журналистам.

Общение с прессой – обязательная часть работы Владимира Теодоровича, от которой он не отлынивает никогда. Правда, на репетицию коллектива перед концертом нас не пустили – журналистам был обещан пресс-подход по завершении действа.

Зал Дворца культуры металлургов имени С. Орджоникидзе наполняется зрителями, где-то за кулисами слышится, как проверяют настройку скрипки и виолончели, наконец, под аплодисменты к своим местам у пюпитров выходят музыканты, затем под всеобщее ликование зала появляется и сам Владимир Спиваков. Народный артист Советского Союза, артист мира.

Благородная и очень модная нынче седина, строгий чёрный костюм с чёрной же рубашкой, лакированные лёгкие концертные туфли и дирижёрская палочка – говорят, подаренная тогда ещё начинающему Спивакову-дирижёру самим Бернстайном. Палочка взлетела вверх, в зале воцарилась тишина, начали с волшебной музыки Моцарта.А вообще, хвалить концерт “Виртуозов Москвы” – это всё равно, что хвалить картины Рафаэля Санти или иконы Феофана Грека. Можно разве что восторгаться уникальной синхронностью звучания скрипичных мелизмов и полутоновых опеваний, а также завораживающей манерой дирижирования Владимира Теодоровича, который пританцовывал за дирижёрским пультом, а на финальном аккорде, развернувшись к публике, застывал на мгновение, пока музыка растворялась в воздухе, в эффектной позе на радость фотографам.

Им, кстати, разрешено снимать всего пять минут, но какой там! Все пытались поймать наиболее удачный кадр артистичного Спивакова. Вместе с “Виртуозами”, состоящими, кстати, из лауреатов международных конкурсов и даже заслуженных артистов страны, в Магнитогорск маэстро привёз молодую красавицу, солистку столичной “Новой оперы” Анастасию Белукову, исполнившую пару известных оперных арий.

Обещанные публике Моцарт и Легар, Боккерини и Пьяццолла – и вот уже вместо конферансье от Магнитогорского концертного объединения, организовавшего приезд “виртуозов” в Магнитку, Владимир Теодорович сам объявляет произведения, которые намеревается сыграть оркестр. Это импровизационная, самая “вкусная” часть концерта, которая в этот раз выстроена с огромным юмором пиццикато и короткими фразами-произведениями.

“После такого фейерверка талантов с новой силой жить хочется. Примите от магнитогорцев искренние слова признательности за вашу подвижническую деятельность, за сегодняшний прекрасный вечер, за подаренную возможность без остатка погрузиться в волшебные звуки великой музыки. Ваш визит, безусловно, станет ярко страницей в славной летописи Магнитки,

– обращается с приветственным словом к Владимиру Спивакову заместитель главы города Вадим Чуприн.

На бис – “Либертанго” Астора Пьяццоллы и, пока стонущий от восторженного “Браво!” зал не успел опомниться и потребовать очередной бис, маэстро, легко поклонившись, исчез со сцены.

Журналисты же, пока зрители покидали зал, начали расставлять на сцене камеры и стулья, справедливо решив: если разговаривать не со стоящим, а с сидящим Владимиром Спиваковым, есть возможность продлить время общения. Первый вопрос – о насыщенном графике.

– Он насыщен практически на два года вперёд, – улыбается Владимир Теодорович. – Разные оркестры, разные программы, разные цели и задачи концертов.

— “Магнитогорский металл”: Валерий Гергиев даже себе не может ответить на вопрос, какую программу будет исполнять на следующем концерте – он решает это по пути на гастроли. У вас такой же подход к логистике выступлений?

– (Улыбается). Нет, мне было бы тяжеловато жить в таком режиме. А Валерий Абисалович помоложе меня будет, потому у него, наверное, так получается (все смеются).

— Почему вы не пустили нас на репетицию?

– Потому что мы репетировали совершенно другие сочинения – те, которые исполним на концерте 24 декабря.

— То есть для вас репетиция – это не подготовка к нынешнему концерту, а время для выучки нового репертуара?

– Конечно, эта программа уже готова – зачем её репетировать. То есть готова большая часть концерта, а остальное рождается непосредственно в зале и зависит от публики: от тишины в зале, акустики, настроения – создаётся атмосфера, которая предполагает начало творения, сотворения музыки вместе с публикой.

— За вашим оркестром на сцене сидели одарённые дети города, в связи с чем вспомнила историю вашего концерта перед японскими детьми, коих в зале было чуть ли не три тысячи человек. После концерта, на котором многие дети буквально спали, вы спросили профессора токийской консерватории, организовавшего концерт: “Зачем всё это?”

– Да, на что он ответил: “Если хотя бы двух-трёх из них пронзит эмоция, наша нация станет богаче”. Очень правильный подход к воспитанию.

— Наших деток эмоция пронзила?

– Да, они чудно сидели и слушали, мне показалось, очень внимательно.

— По-вашему, факторами успеха являются талант, пример для подражания и большое препятствие – процитирую вас: “Если жизнь складывается гладко, она просто не состоится”.

– Да, жизнь состоит не только из радостных моментов, но и слёз, их бывает до обидного много, но как раз они и формируют личность, заставляют человека не останавливаться в развитии, укрепляют его веру.

Мне кажется, без страданий нельзя полностью оценить радость. Меня тоже формировали страдания – одни потери наших близких чего стоят. Это страдания, которые не оставляют уже никогда.

– Элла Гогелиани (ЭГ): На днях вы были в самом чреве Европы. Она всё так же напряжённо относится к нам?– Музыка близка и понятна всем. В зале напряжённости не было, напротив, полный восторг. Германия в этом плане страна показательная – там до сих пор на концерт приходят с партитурами, следят, где и как сыграли, потом подходят поспорить: “Вот вы здесь дирижируете на четыре, а может, попробовать вот так?” (Улыбается).

Тем не менее, вставали, как дети, практически после каждого произведения. И демонстраций в этот раз не было. Раньше бывали печальные примеры, когда нам присылали букеты с траурными лентами и оборванными бутонами… Это в связи с Крымом.

– “ММ”: Хотя, казалось бы, именно от вас никогда не было политических высказываний.

– Потому что я не политик, а музыкант. Но это моя страна, я за неё горой и хочу, чтобы здесь было всё хорошо. И конечно, я против санкций. Мы создаём такую атмосферу своими концертами, что рушатся барьеры, в связи с чем политики себя неудобно чувствуют.

Помню, в самом начале санкций дети Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова играли в Бундестаге в Берлине. И политики стоя приветствовали их и ничего поделать не могли. Потому что против таланта детей, против их чистоты и искренности оружия-то нет.

– ЭГ: “Виртуозам Москвы” 37 лет, за годы состав полностью поменялся. По какому принципу вы их отбираете?– Ротации у нас практически нет. С первым коллективом долгое время работали в Испании, некоторые захотели там остаться, и я этому не мешал, считая, что у каждого должен быть собственный выбор.

Как сказал Паскаль: жизнь – это воспоминание об одном мимолётном дне, проведённом в гостях. Красиво и правдиво: все мы – странники на микроскопическом отрезке вечности. С теми, кто вернулся со мной в Россию, создали “второй опус” “Виртуозов”, которые и выступали перед вами.

Слава богу, сохранились ещё выдающиеся педагоги в Московской консерватории, которые производят лучший в мире продукт исполнительского искусства. “Виртуозы Москвы” играют, как ни один камерный оркестр мира, честно говоря. А я много езжу по миру и много слышу.

– Татьяна Артёменко, “ТВ-ИН”: Возможны ли столь же близкие профессиональные отношения с другими оркестрами?

– Конечно, с этими людьми мы одной крови. На концерте в Туле сказал: “Видите, какая замечательная у нас семья?” Из публики мгновенно откликнулись: “Какой отец – такие и дети!” Конечно, со своими проще, они понимают меня по взгляду. Конечно, я учился дирижированию, но есть ещё и умение оттуда (возводит взгляд вверх).

Анатолий Собчак, став мэром тогда ещё Ленинграда, на концерте вышел на сцену, поднёс подарок и сел в оркестр – я его посадил. Я сказал залу: “Мне бы хотелось, чтобы Петербург при этом человеке стал таким же великолепным европейским городом, как, к примеру, Вена”, – и заиграл “Венский вальс”. Потом, находясь уже в ссылке в Париже, Анатолий Александрович приходил в гости – а мы тогда жили в Париже.

Рассказывал: “Когда сел в оркестр, вы дирижировали так, что я был уверен, что и сам смогу сыграть”. Работать с “чужими” люблю меньше, да и времени нет. Но в Китае – а это совсем другая культура, цивилизация – был случай: меня попросили дирижировать большим китайским оркестром, и через пять минут они играли русскую музыку, как русские.

– “ТВ-ИН”: Какой показалась вам магнитогорская публика?

– Очень хорошей. Вообще, самая большая награда, которая есть в моей жизни, – это любовь и доверие российского народа, честно вам говорю. Я такие письма порой получаю: приезжайте к нам – и уложим, и накормим (все смеются).

– ЭГ: Как восстанавливаетесь в столь напряжённом графике?

– Всегда лучше чувствуешь себя после концерта, чем до – энергия, эмоции, любовь, улыбки возрождают, безусловно. Выходной, когда никуда не надо, – это для меня катастрофа. Хотя, обожаю побыть с семьёй и детьми.

– Должна ли классическая музыка остаться элитарной? Принадлежит ли искусство народу?

– Должно принадлежать. Но у нас всё делают для того, чтобы продвигать иные вещи, за которыми стоят деньги. За всем стоят деньги. За нами деньги не стоят.

– “ММ”: Это правда: коллега похвалилась, что была на вашем концерте в Москве за 400 рублей в партере. Не успела спросить: это был стадион, раз так дёшево?

– (Улыбается). В Доме музыки стараюсь делать всё, чтобы люди могли себе позволить прийти ко мне. Помимо низких цен, там есть ещё квоты для неимущих, студентов и пенсионеров. Социальная защита должна быть везде, я за это всю жизнь борюсь. Моя бы воля – вообще делал бы всё бесплатно.

– “ММ”: Можно совет подрастающим музыкантам? Одни говорят, заниматься музыкой нужно буквально сутками. Другие – что достаточно двадцати минут в день, и вы, кажется, тоже занимаетесь столько.

– (Смеётся). Конечно, после того как полжизни проведено за инструментом, для сохранения близости с ним достаточно двадцати минут в день. До этого заниматься придётся много.

Могу сказать одно: музыкой должны заниматься все дети, даже если они не станут гениальными музыкантами. В ней нет агрессии, она взывает совсем к другим чувствам. Музыка – как религия, понимаете? Она очищает душу. Детям откроется другой мир, они чувствовать начинают по-новому.

– “ММ”: А что делать родителям, если у детей есть талант, но нет желания заниматься музыкой? Заставлять или смириться – насильно мил не будешь?

– Заинтересовать. От родителей много что зависит, если в семье есть колоссальное доверие к ребёнку. Если ребёнок чувствует безусловное доверие, то он становится лучше. Он понимает, что может всё рассказать, перестаёт таиться от вас, бояться, понимаете? Заинтересовать, указать, показать собственным примером.

Я, в общем-то, плохой родитель, как вы можете понимать. Но у меня выросли очень хорошие дети. Оказалось, произошло это из-за двух вещей. Первое – они видели, что я всю жизнь работаю. Второе – помогаю очень многим детям и лично, и через свой фонд. Для них это оказалось главным в их формировании.
  • 0
Комментарии