USD 73.1522    CNY 10.5234    EUR 85.9246    JPY 68.9432
Москва oC
Последние новости
13 дек 2019, 19:52
4641010 Дозатор Finnpipette F1 0,2-2 мкл микро4641010 ДОЗАТОР FINNPIPETTE F1...
Поиск
» » Роман Моисеев: “Репутация Хабаровского края зависит от состояния его культуры”

Роман Моисеев: “Репутация Хабаровского края зависит от состояния его культуры”

10 дек 2016, 11:17    Freelady
0 комментариев    309 просмотров
Роман Моисеев: “Репутация Хабаровского края зависит от состояния его культуры”
О музыкальной культуре Хабаровского края мы беседуем с известным дирижером Романом Моисеевым.

Впервые побывав по приглашению В. Тица и В. Соболевского, музыкант с 2000 года неоднократно бывал в Хабаровске с концертами и хорошо с ним знаком. Наряду с концертной и педагогической деятельностью, в последнее время маэстро уделяет внимание развитию академической музыки в регионах.

— Каковы на Ваш взгляд позиции Хабаровского края в культуре и искусстве?— Думаю, что имидж и репутация любого региона сегодня, как никогда, зависят от состояния его культуры. И с этим трудно поспорить.

В последнее время, часто бывая на Дальнем Востоке, всё чаще приходится слышать, что культурная столица из Хабаровска постепенно перемещается во Владивосток. Об этом же на Восточном экономическом форуме говорил и Президент РФ Владимир Путин.

Тому есть весомые подтверждения: Во Владивостоке появился Приморский театр оперы и балета и в ближайшее время откроются филиалы Академии русского балета имени Вагановой и ряда государственных музеев. Мы, деятели культуры, поддерживаем Президента и выражаем заинтересованность в развитии и поддержке культурных инициатив не только в Приморском, но и в Хабаровском крае.

Хабаровский край сегодня гордится своими спортивными достижениями, судо и самолетостроением, в чем большая заслуга Губернатора Вячеслава Ивановича Шпорта.

Край всегда был и особенным, уникальным восточным регионом со своей историей, культурой, глубокими купеческими и не менее прекрасными музыкально-театральными и образовательными традициями, в чём мне не раз приходилось убеждаться, начиная с 2000 года. Само расположение Хабаровского края открывает огромные преимущества для расширения его культурного пространства и налаживания творческих связей с соседними регионами.

Несмотря на то, что плотно населенный и развивающийся Китай, что называется, «дышит в спину», в крае за многолетнюю историю сформировалась особая атмосфера, благодаря которой именно Хабаровск всегда считался культурной столицей Дальнего Востока.

Следует признать, что в соседних Китае, Корее, Японии в последнее время уделяется первостепенное внимание развитию классической культуры, а скрипачи, пианисты и другие музыканты и коллективы продолжают завоевывать мир. В китайских Харбине и Уси открыты суперсовременные театры оперы и балета. Ведется строительство крупного оперного центра в южнокорейском городе Пусан.Инвестиции в культуру и суперсовременные проекты в этих странах рассматриваются, как вложения в будущие поколения. Они оправданы и бесценны.

В России, с ее бескрайними просторами, ответственность за развитие классической музыки часто ложится на региональные власти. Только за последние годы, помимо открытого оперного театра во Владивостоке, в Тюмени создан новый симфонический оркестр, в Новосибирске, Омске и Белгороде построены прекрасные современные филармонические залы, а в Астрахани, Саранске, Йошкар-Оле новые здания для Театров оперы и балета. Разрабатываются проекты в Нижнем Новгороде, Перми, Сыктывкаре…

Одним словом – процесс идет.

— Какие инициативы предлагаются в Хабаровском крае?

— Российские музыканты не остаются в стороне от глобальных процессов, происходящих в обществе и постоянно проявляют заботу о дальнейшем развитии классической музыки в регионах. Хабаровский край так же не обойден вниманием.

Всемирно известный пианист Денис Мацуев, приезжая с сольным концертом в 2015 году, предлагал создать в Хабаровске Дальневосточный музыкальный центр:

«Я знаю, что недавно губернатор Тюменской области дал распоряжение создать оркестр с нуля. Уже имеются потрясающие музыкальные коллективы в Новосибирске и Уральске.

Мне кажется, в Хабаровске надо создать Дальневосточный музыкальный центр, в котором можно обучать таланты, которые впоследствии будут представлять нашу культуру. А мы, безусловно, будем помогать».

Во время своих гастролей в 2010 году известный скрипач Дмитрий Коган предлагал подумать о создании в Хабаровском крае консерватории, о чем уже многие десятилетия говорится в самом Хабаровске. Дмитрий Коган отметил, что

«Хабаровск является культурным центром Дальнего Востока и имеет все шансы далее развиваться и совершенствоваться».

Позднее в ходе беседы с Президентом РФ, насколько мне известно, он предложил реализовать эту идею, поскольку от Новосибирска до Владивостока, как отметил музыкант, нет ни одной консерватории.

Начиная с 2014 года при моем участии осуществляется всяческая поддержка инициативы жителей Хабаровска по созданию краевого театрально-концертного комплекса, включающего Театр оперы и балета и современный филармонический зал.

За создание крупного театрального центра в Хабаровске, как известно, высказались такие выдающиеся музыканты, как н.а.СССР Елена Образцова, Владимир Спиваков, Владислав Пьявко и многие другие известные деятели культуры. Создание Театра оперы и балета отражено в Концепции развития театрального искусства, подписанной Губернатором Хабаровского края в 2012 году.

— Могли бы Вы остановиться на этой теме немного подробнее?

15 декабря 2015 года состоялся Общественный совет при Министерстве культуры Хабаровского края, где обсуждался вопрос о Театре оперы и балета и на котором я присутствовал.

Ситуация мне показалась достаточно тревожной. С одной стороны было видно огромное желание развивать оперное, балетное искусство, академическую музыкальную культуру, музеи, а с другой – огромное неверие творческой интеллигенции в то, что в Хабаровском крае в настоящее время всё это возможно.

Члены совета высказывали озабоченность тем, что в крае существуют острая необходимость в специалистах творческих профессий и в финансировании объектов культуры. В кругах творческой интеллигенции растёт опасение, что декларируемые долгосрочные планы культурного развития края до 2025-2030 года могут остаться не реализованными, а позиции перед бурно развивающимся Китаем со временем будут утеряны.

Поэтому, поднимая тему оперного театра, мы подняли общий пласт проблем. Путь на создание оперного театра, как мне кажется, это путь на оживление культуры Хабаровского края, и он позволит поэтапно решить очень многие текущие проблемы.

— Высказываемые опасения имеют основания? Если так, то каковы причины.

— Мне кажется, что мы подошли к одной из главных тем: отсутствию эффективной обратной связи власти и общества в вопросах развития культуры. Наблюдается замалчивание многих очень важных, в том числе и вышеперечисленных творческих инициатив.

На Совете при Министерстве культуры Хабаровского края было предложено собрать рабочую группу по выработке конкретных шагов по развитию музыкальной академической культуры, но это предложение, как и другие предложения пока не нашли, к сожалению, поддержки в Министерстве культуры.

Думаю, что возможно начать поиск новых механизмов взаимодействия общественных институтов и институтов власти, потому что нельзя допустить выпадения активно развивающегося региона на Дальнем Востоке из современного культурного пространства России!

На юбилее Дальневосточного академического симфонического оркестра зампред Правительства Хабаровского края и бывший Министр культуры Александр Федосов произнес:

«…Симфонический оркестр всегда был и остается флагманом музыкальной культуры не только Дальнего Востока, но и всей России».

Прекрасные слова! Впрочем, как и другие, сказанные им же еще в 2013 году об оперном театре в Хабаровске:

«…Разделяю мнение о необходимости строительства в крае театра оперы и балета, который значительно укрепил бы культурный статус города и края, дал толчок развитию нового жанра театрального искусства, способствовал бы закреплению населения в регионе.

В настоящее время данный вопрос находится в стадии обсуждения. Руководством исполнительных органов власти края и культурной общественностью высказываются предложения… Министерство культуры края выражает надежду на скорую возможность его реализации».

На открытии в 2013 г. Первых Дальневосточных хоровых ассамблей было сказано не менее обнадеживающе:В то же время, с открытием Приморского (Мариинского) театра оперы и балета, в культуре Дальнего Востока произошел значительный прорыв. Он показал важность вложений в культуру для развития экономики региона.

— Вы сотрудничаете с оркестрами, театрами, хорами, занимаетесь педагогической, а сейчас и общественной деятельностью. Есть с чем сравнивать. Интересно, а как с Вашей точки зрения обстоят дела в хабаровских краевых музыкальных учреждениях?

— Буду откровенен. В непростое положение попала Хабаровская филармония и её Дальневосточный академический симфонический оркестр.

В 2016-м, в год своего 80-летия, оркестр в очередной раз остался без главного дирижера, а сама филармония – без художественного руководителя.

Как известно, после ухода из жизни Виктора Тица, ДВАСО возвратился в состав филармонии и выбирает уже третьего главного дирижёра. Оркестр за эти годы уменьшился почти на 30 музыкантов и в настоящее время испытывает кадровый дефицит.

Я с удивлением узнал, что музыкантов и дирижеров стали искать через Городской центр занятости. Поэтому разделяю озабоченность своих молодых и талантливых коллег, покинувших оркестр в последние годы.

Передо мной некоторые цитаты.

«Все идеи разбиваются об административный ресурс. Пафосное и грубое слово «безысходность» развития в дальнейшем оркестра. При подобном административном подходе очень много опасного грозит оркестру в ближайшем будущем»,

– говорит о положении в филармонии расторгнувший контракт главный дирижёр Тигран Ахназарян (24.05.2016. GuberniaTV).

Другой мой коллега, дирижёр Илья Дербилов на страницах «МК.RU» уже отмечал, что оркестр

«…еле дышит. Но сохранились традиции все-таки. Благодаря им и выживаем …если наши оркестранты поедут в Москву или в Питер, их игра не будет иметь успех. Конкуренция задавит. Так что деваться некуда…

Духовики совмещают работу с военным оркестром при Штабе, кто еще где-то играет… Многие струнники сидят в оркестре местного театра»
  • 0
Комментарии