
Русский авангард в столичной подземке.
Третьяковская галерея и Московский метрополитен запустили уникальный проект, посвященный искусству 20-го века, объединив живопись и музыку. Началось все, что символично, на станции «Парк культуры».
Этой ночью в московском метро было непривычно для столь позднего часа многолюдно. Рабочие возводили сцену прямо за турникетами. В игре света и теней даже вечерняя уборка станции выглядела как необычный перфоманс. Благодаря совместному проекту Третьяковской галереи и Московского метрополитена, живописное наследие ХХ века вышло за пределы музейных залов. «Мы придумали этот проект не только как средство привлечения внимания к искусству ХХ века и некое препровождение тех, кто едет в метро в наши залы на Крымском валу. Особенностью этого проекта является то, что у него есть мощнейшая образовательная составляющая»,
— отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Опаздывающие на последние электрички пассажиры, кажется, как никто другой чувствующие бесконечность города, могли, наконец, на мгновение остановиться, чтобы услышать полифонические мадригалы — произведения, сочетающие в себе музыку и поэзию. И увидеть эту красоту.
В программе концерта сегодня тоже много сюрпризов. Например, «Месса» Игоря Стравинского, самого известного композитора музыкального авангарда, в Москве исполняется впервые. Ну а фоном стали световые проекции с картинами и символами русского авангарда прямо под куполом вестибюля станции метро «Парк культуры».
Пока на уменьшенной копии римского Пантеона фрагменты абстракций Василия Кандинского складывались в причудливую мозаику, барабанщик звал уже всех дальше — вниз по эскалатору, чтобы посмотреть по сторонам и погрузиться в историю культуры целого века. От русского авангарда через советское искусство к современному.
А на платформе всех уже ждал не просто поезд — музей на колесах. Состав с репродукциями картин русской живописи прошлого столетия будет ходить по кольцевой линии ближайшие полгода. Лимитированной серией вышли и проездные билеты на метро, оформленные в стиле авангарда. Юрий Башмет признался: давно не спускался в подземку.
«Для меня это тоже впечатления невероятные. Как разукрашены вагоны! Потрясающе, браво тем, кто это придумал», — сказал дирижер и солист камерного оркестра «Солисты Москвы» Юрий Башмет. Браво” кричали потом уже и самому маэстро. Его камерный ансамбль «Солисты Москвы» исполнил произведения Стравинского, Шенберга и Шостаковича.
«Очень много молодежи. Вместо того чтобы глупостями заниматься в такое время суток, столько людей пришло и замечательно слушали»,
— сказал дирижер и солист камерного оркестра «Солисты Москвы» Юрий Башмет
Кстати, слушатели, пришедшие на концерт, отметили необычное звучание: «Нравится звук. В московском метро замечательная акустика, особенно внизу. И фантастические музыканты играют сегодня».
В этом море столь любимого авангардистами красного цвета многие почувствовали и удивительную энергетику.
«Вся энергия дневного наслоения, во многом случайного, вдруг выстраивается в какой-то генератор, в маленькую атомную электростанцию, которая так работает. Это же чудо!»
– сказал один из слушателей.
Из мира чудес зрители разъезжались уже под утро. Соцреализм побеждал и здесь. Ждать открытия метро никто не стал.