Последние новости
13:48 z своих не бросаем
Информация / Мировые новости / Россия / Политика / Общество
19:52 finnpipette.ru
Информация / Россия / Здоровье / Наука / Экономика
Поиск
Авторские материалы
« Январь 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
“Возрождаем наследие русских композиторов”: Александр Мосолов
30 ноя 2016, 10:27 Freelady
0 комментариев 477 просмотров
Радиостанция «Орфей» совместно с компанией «Юнипро» продолжает проект «Возрождаем наследие русских композиторов».
В этом сезоне герой проекта — Александр Мосолов, композитор-авангардист 1920-х годов. В настоящее время идут репетиции коллективов РГМЦ к записи произведений композитора и к концерту.
Кульминацией станет концерт 9 февраля 2017 г. в Колонном зале Дома Союзов. В программе неизвестные и редко исполняемые сочинения Александра Мосолова. Режиссер-постановщик – лауреат премии «Золотая маска» Иван Поповски. Дирижер – Сергей Кондрашев.
Выдающийся советский композитор Александр Васильевич Мосолов принадлежал поколению смелых новаторов, решительно порвавших со «старорежимными» традициями, открывших новые пути музыкального искусства. Его творческий путь отражает героические и драматические перипетии композитора Новой музыки в советской России.
Будущий композитор родился вместе с XX веком – веком машин и самолётов, телефонов и телевидения, предельной утончённости и беспредельной грубости. Уже в школьные года Мосолов повернул на дорогу «левого» радикализма в музыке, далекого от академического направления, с чем обычно связывается консерваторское образование.
Окончив Московскую консерваторию в 1925 году кантатой «Сфинкс» (по Оскару Уайльду, для тенора, хора и оркестра), Мосолов быстро выдвигается в лидеры Новой русской музыки. В сентябре того же года он становится членом только что организованной Ассоциации современной музыки (АСМ), филиала Международного общества современной музыки.
На 20-е годы приходится крупнейший композиторский успех Мосолова. В 1926 году у композитора наметился новый стилевой поворот.
Отойдя от традиционных жанров фортепианной сонаты, инструментальной миниатюры и романса, Мосолов создал шокирующие «антихудожественностью» текстов вокальные пьесы «Четыре газетных объявления (из «Известий» ВЦИКа)» (1926); а в 1926-27 — нашумевшую «урбанистическую», «конструктивистскую» оркестровую пьесу «Завод. Музыка машин», изображавшую работу современного промышленного предприятия в автоматическом ритме бездушных механизмов.
Эффектная партитура привлекла внимание многих исполнителей как в СССР, так и за рубежом. Но 20-е годы — также время роковых политических перемен, становления диктатуры Сталина, тотального и все усиливающегося наступления на культуру, осуществлявшегося сперва Пролеткультом, а затем «пролетарскими писателями» и «пролетарскими музыкантами», в частности, в журналах «Музыка и революция», «Пролетарский музыкант». Мосолова ругали за «хулиганское молодечество», «есенинщину», «идейный распад». В результате сделали вывод, что автор «слишком уж чужд всей нашей советской действительности». ще с 1927 года сочинения Мосолова перестали звучать, как прежде, с концертных эстрад СССР, его перестали печатать, в 1931 году «контрреволюционера» Мосолова сняли с работы в Радиоцентре.
Травля и репрессии оказали решающее влияние на изменение творческих принципов Мосолова. Примерно с 1930 года его музыка утрачивает «авангардную» дерзновенность замыслов, интонационную новизну и значительность. Постепенно композитор перестал заметно возвышаться над ординарным творчеством.
Не способствовали возрождению могучего духа и последующие десятилетия. С «отклонениями гения» было покончено. Умер Мосолов, пережив свое 70-летие, 12 июля 1973 года.
Комментарии