Последние новости
13:48 z своих не бросаем
Информация / Мировые новости / Россия / Политика / Общество
19:52 finnpipette.ru
Информация / Россия / Здоровье / Наука / Экономика
Поиск
Авторские материалы
« Апрель 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Почему мы кашляем на концерте
27 ноя 2016, 22:44 Freelady
0 комментариев 533 просмотра
Среди главных причин концертного стресса музыканты называют кашляющих слушателей. Они же – мишень для негодования меломанов.
Как объяснить этот феномен?
Немало испытаний ложится порой на плечи любителей музыки: неудобные кресла в концертном зале, тяжелый запах духов сидящей рядом дамы, сквозняк или плохая акустика могут изрядно испортить удовольствие даже от самого лучшего исполнения.Но главное испытание – это кашель соседа. Зачем он вообще пришел на концерт, если простужен? Почему не принес с собой хотя бы леденцы от кашля?
Феномену кашля на концерте посвящено социологическое исследование, автором которого является профессор Ганноверского университета Андреас Вагенер (Andreas Wagener).
Ритуал и эпидемия
Вагенер пришел к результатам, которые кажутся невероятными: оказывается, во время концерта человек кашляет в среднем в два раза чаще, чем, так сказать, в обычной жизни. Причины тому – как физиологические, так и психологические.С физиологией более или мнее ясно: из-за продолжительного молчания горло пересыхает. Интересней с психологией: по мнению Андреаса Вагенера, сама ситуация концерта вызывает подсознательную потребность в кашле.
“Кашель – единственная для слушателя возможность поучаствовать в происходящем” – объясняет Вагенер.
Концерт есть ритуал, а ритуал вызывает у человека складывавшуюся на протяжении тысячелетий потребность принять в нем участие. Не имея возможности подпевать или притопывать в такт музыке (во всяком случае, на концертах классической музыки), слушатель начинает покашливать.
Психологическую природу “концертного кашля” подчеркивает и такой неоспоримый факт: стоит закашляться одному слушателю, вслед за ним принимаются кашлять и другие. Настоящая эпидемия! По залу прокатывается целая волна кашля, а вслед за ней – волна смешков по этому поводу.
“Честное слово, как собаки в деревне!”
– возмущается знаменитый пианист Альфред Брендель. В своем написанном белым стихом памфлете “Кельнские кашельщики” (“Die Huster von Köln”) – а Брендель, как известно, еще и поэт – музыкант негодует:
“И они ведь отлично знают музыку, эти подлецы, – лишь для того, чтобы начать кашлять в самом неподходящем месте, например, в трагической звенящей тишине генеральных пауз”. К числу непримиримых противников кашля в концерте относятся и некоторые дирижеры – как, например, Кристиан Тилеманн. Маэстро не раз прерывал концерты, если неожиданный кашель в публике показывал, как он полагает,
“недопустимое неуважение к музыке”.
Изгнание кашляющего
Я была свидетельницей одной из таких воспитательных акций в Кельнской филармонии, которая, благодаря стихотворению Бренделя, слывет оплотом злостных нарушителей концертного этикета. Примерно на двадцатом такте Седьмой симфонии Малера кто-то закашлялся.Надменный дирижер остановил оркестр, потом, не поворачиваясь лицом к публике, дождался, пока проштрафившийся слушатель, прижимая ко рту платок, не выбрался из зала, и затем “стартовал” симфонию снова. Интересно, что после этого в зале на протяжении всей рекордно длинной симфонии (она идет час с четвертью) не раздалось ни единого немузыкального звука. Так же подействовала на публику и гневная тирада Альфреда Бренделя, крикнувшего во время одного из выступлений в Гамбурге:
“Если вы не перестанете кашлять, я перестану играть!”
Немецкий юморист и большой меломан Лорио (Loriot) подарил в свое время знаменитому оркестру Берлинской филармонии очаровательный сатирический этюд “Симфония кашля”, где, по собственной оценке автора, ему удалось превратить “типичные концертные шумы” в звуки, “обогащающие музыку”.
Интересно, что Андреас Вагенер, автор исследования о подоплеке концертного кашля, призывает к терпимости в отношении кашляющих. Конечно, кашель на концерте нервирует, и Вагенер не отрицает этого.
“Но без публики не бывает концерта. И не будем забывать, что у этикета и его нарушения один и тот же источник – желание людей быть вместе, ощущать общность между собой и с музыкой”,
– пишет он.
Комментарии