USD 60.4797    CNY 84.2448    EUR 62.8762    JPY 43.5012
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Россия, Белоруссия, ЕАЭС: как будет проходить интеграция Москвы и Минска

Россия, Белоруссия, ЕАЭС: как будет проходить интеграция Москвы и Минска

18 янв 2018, 08:07    Freepress
0 комментариев    218 просмотров
Россия, Белоруссия, ЕАЭС: как будет проходить интеграция Москвы и Минска

Заявление председателя верхней палаты Национального собрания Республики Беларусь Михаила Мясниковича о новых изменениях в договор о создании российско-белорусского Союзного государства является спорным — считает заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ, кандидат политических наук Максим Вилисов.

Белоруссия высказала интерес к договору о Союзном государстве России и Белоруссии

Напомним, что Мясникович заявил, что в договор между Россией и Белоруссией могут быть внесены изменения, которые касаются обеспечения равных прав российских и белорусских граждан и хозяйствующих субъектов.

Мясникович отметил, что Москва и Минск в ближайшее время могут выйти на некоторые интересные предложения, которые должны стать поводом для внесения изменений в текст договора, который был ратифицирован в самом начале 2000 года.

Примечательно, что этот договор стал следствием отмены вторым созывом Государственной думы РФ постановления Верховного совета РСФСР от 12 декабря 1991 года о денонсации Договора об образовании СССР. В 1996 году — в канун самых напряженных в российской истории президентских выборов, Госдума РФ, где большинство было у коммунистов, приняла целый ряд законопроектов по распаду СССР, которые не имели политического значения, но привели к соглашению России и Белоруссии.

Таким образом, в 1996 году появилось Сообщество России и Белоруссии, через год — Союз России и Белоруссии, а уже в 2000 году все это привело к созданию такого феномена, как Союзное государство России и Белоруссии.

Союзное государство России и Белоруссии является замороженным проектом

На практике все эти интеграционные процессы быстро зашли в тупик в силу того, что Минск не собирался передавать Москве часть своего национального суверенитета, но все равно, вследствие данного соглашения, Белоруссия является сегодня самым близким к России государством. Из-за этого экономика и правовая система обоих стран крайне взаимосвязана.

Заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ, кандидат политических наук Максим Вилисов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что очень сложно сказать, что конкретно здесь имеет в виду Мясникович.

«На самом деле, достаточно странно, что Минск загорелся желанием каким-то образом обновить данный документ, который Россия и Белоруссия подписали еще в начале прошлого десятилетия. Просто есть общее мнение экспертного сообщества, что данная межгосударственная структура на сегодня не является работоспособной», — констатирует Вилисов.

Об этом свидетельствует, как отсутствие реальной интеграции Москвы и Минска на государственном и политическом уровнях, так и то, что основой нашей экономической интеграции сегодня служит такая структура, как Евразийский союз.
Основная интеграция России и Белоруссии идет по линии Евразийского союза

«Более того, сегодня, пусть и с сожалением, можно утверждать о том, что Союзное государство России и Белоруссии не имеет значимых перспектив, и именно поэтому стремление Минска изменить его договорную основу выглядит странно, особенно учитывая то обстоятельство, что раньше белорусы проводили здесь совсем другую политику», — резюмирует Вилисов.

По словам Максима Владимировича, ситуация сложилась таким образом по целому ряду причин, но все-таки в первую очередь потому, что политическое развитие Союзного государства блокируется со стороны белорусских властей.

«Действительно, в договоре о Союзном государстве декларируется ряд привлекательных вещей, связанных с реализацией прав российских и белорусских граждан на нахождение в этом едином пространстве. Это связано с осуществлением трудовых и предпринимательских прав, а также проблем безопасности. При этом, все то, что касается экономической и коммерческой деятельности сейчас продвигается Москвой и Минском через Евразийский союз», — заключает Вилисов.

Как считает эксперт, Евразийский союз выступает здесь в качестве важного фактора, поскольку предоставление Москвой Минску каких-то отдельных преференций может быть негативно воспринято другими странами этого объединения.

Россия будет давать Минску преференции только через Евразийский союз

«Просто увеличение преференций Белоруссии по линии Союзного государства приведет к тому, что в евразийском пространстве начнется конкуренция юрисдикций. Поэтому какие-то переговоры здесь могут пройти, но, в целом, Москва будет скептически смотреть на эти предложения Минска», — констатирует Вилисов.

С российской точки зрения, независимо от предлагаемых Минском изменений, России, как лидеру ЕАЭС, было бы логично обеспечивать здесь интеграционные процессы в рамках евразийского межгосударственного объединения.

«Только так можно будет обеспечить баланс интересов между участниками Евразийского союза и продвигать те цели и задачи, которые сегодня стоят перед Москвой в контексте данного интеграционного формата. Тем более, с политической точки зрения этот проект для России более перспективен, чем Союзное государство с Белоруссией», — резюмирует Вилисов.

В то же время, если мы говорим об актуальной политике Белоруссии, в рамках которой Минск проводит так называемую стратегию многовекторности, вполне возможно, что здесь имеет место попытка давления на Россию.

«Не секрет, что Белоруссия не против того, чтобы монетизировать свой статус главного и самого близкого союзника России и получить какие-то отдельные преференции для собственного бизнеса в нашей стране», — заключает Вилисов.

Белорусская экономика просто органически очень сильно зависит от помощи России, поэтому Минск использует все пути для того, чтобы получить от Москвы те условия, которые ведут к режиму максимального благоприятствования.
  • 0
Комментарии