USD 75.7499    CNY 10.7178    EUR 82.2341    JPY 69.6391
Москва oC
Последние новости
13 дек 2019, 19:52
4641010 Дозатор Finnpipette F1 0,2-2 мкл микро4641010 ДОЗАТОР FINNPIPETTE F1...
Поиск
» » «Теневые» госзакупки ударят по российским компаниям и бюджету РФ 

«Теневые» госзакупки ударят по российским компаниям и бюджету РФ 

30 ноя 2017, 15:25    Freepress
0 комментариев    177 просмотров
«Теневые» госзакупки ударят по российским компаниям и бюджету РФ 

Премьер Дмитрий Медведев разрешил госкомпаниям не раскрывать контрагентов по контрактам. Подписанное им постановление разрешает госкомпаниям публиковать в реестре закупок лишь обезличенную информацию — товар, цена, способ сделки, но без упоминания победителя. Данные о субподрядчиках могут вовсе быть закрыты. Действие данной меры продлится до 1 июля 2018 года.

В настоящее время госкомпании обязаны публиковать даже тексты самих договоров, а также данные об их исполнении и прекращении. Теперь можно будет ограничиться лишь проектом договора.

По информации издания, сведения о сделках могут закрыть из-за того, что секретности хотят компании, находящиеся под санкциями. В первую очередь это касается технологий, которые сложно заменить. Так, в "Роскосмосе" утверждают, что из-за санкций регулярно возникают проблемы при работе с крупными подрядчиками, в том числе и российскими, которые боятся огласки сотрудничества. Прежде всего, это касается тех, кто работает с оборонными ведомствами — ФСБ, СБР, ГРУ.

САНКЦИИ, КОРРУПЦИЯ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ
Руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов считает, что закрыть от общества информацию о закупках госкомпаний могут по трем причинам. Первая — действительно есть желание избавиться от скандалов, связанных с санкциями. Пример — закупка "Технопромэкспортом" турбин Siemens для энергообъектов в Крыму в обход ограничений. Судебные разбирательства по этому делу до сих пор продолжаются. Так, в конце ноября арбитражный суд Москвы отказал "дочке" Siemens в аресте четырех газовых турбин.

Вторая причина более существенна — уровень коррупции при госзакупках по-прежнему высок, а борьба с ней пока не очень действенна. "Поэтому, возможно, принято решение не показывать лишнего — ведь могут возникнуть сомнения в поставщике, цене, масштабе контрактов. Скажем, есть потребность в одном типе оборудования, а закупается другое, да еще и не в нужном количестве", — рассуждает Колташов.

И, наконец, третья причина — сохраняющаяся зависимость от импорта, прежде всего, в сфере высоких технологий, инженерных и научных разработок. Госкомпании закупают много импортных товаров, оборудования и услуг. Невзирая на декларации по импортозамещению, до сих пор не замещены поставки ряда оборонной продукции, инженерных компонентов. Поэтому желание скрыть тот факт, что наши компании по-прежнему сильно зависят от иностранных поставщиков, вполне объяснимо, отметил он.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ЗАКОН

По словам доцента кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Светланы Казанцевой, наличие базы данных о поставщиках необходимо для проработки закупочной политики компаний на предмет их осмотрительности при совершении сделок. Открытость информации позволяет оценить качество работы конкретного поставщика, его ценовую политику, используемые им типы денежных расчетов с контрагентами, гибкость касательно отсрочек и рассрочек при осуществлении платежей и т.д.

Открытость и прозрачность информации о процессах, связанных с осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе, доступность данных о поставщиках, является одним из основных принципов действующего закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", — напомнила эксперт.

Согласно статье 7 данного закона, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе, отметила она.

Конечно, при осуществлении госзакупок есть ряд ситуаций, когда информацию о поставщиках по ряду причин показывать нецелесообразно, признает Казанцева. Это может касаться нужд оборонных предприятий, предприятий, производящих засекреченную продукцию и им подобных. В этом случае раскрытие информации может нанести ущерб государству при ее недобросовестном использовании. "Поэтому вопрос засекречивания информации о поставщиках должен регулироваться соответствующими уполномоченными службами и, по моему мнению, не должен распространяться на весь сегмент закупок для государственных и муниципальных нужд, что может породить, к сожалению, близкие к коррупционным ситуации", — считает она.

РИСКИ ДЛЯ БЮДЖЕТА
Вне всякого сомнения, коррупция вырастет, согласен Колташов. Прозрачность сделок уменьшится для всех — и сторонних наблюдателей, и проверяющих. Это затруднит разбирательство коррупционных сделок — даже если у компаний возникнет такое желание, проводить его придется постфактум. Окончательно будет устранен общественный контроль, который и сейчас существует лишь на уровне критики со стороны экспертного сообщества. Все это приведет к еще большему вымыванию отечественной высокотехнологичной продукции, которая и так нередко менее выгодна, нежели иностранные аналоги. Как следствие, будет нанесен удар по собственным разработкам и об импортозамещении в высокотехнологичных секторах придется забыть.

Кроме того, снижение прозрачности сделок госкомпаний приведет к увеличению возможностей для сокрытия ими истинного размера издержек и расходов. Его будут необоснованно завышать, а доходы занижать, что приведет к снижению налоговой базы. Таким образом, отсутствие хотя бы бумажного контроля уменьшит ответственность госкомпаний перед государством и сокращению поступлений в бюджет, полагает он.
  • 0
Комментарии