USD 93.2918    CNY 12.8396    EUR 99.5609    JPY 60.2777
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Александр Сладковский: “Если мы победим, можно будет считать, что свою Олимпиаду выиграли”

Александр Сладковский: “Если мы победим, можно будет считать, что свою Олимпиаду выиграли”

23 ноя 2016, 09:56    Freelady
0 комментариев    406 просмотров
Александр Сладковский: “Если мы победим, можно будет считать, что свою Олимпиаду выиграли”
Под самой крышей Большого концертного зала имени Сайдашева в репетитории маэстро Сладковский и Государственный симфонический оркестр РТ наводят лоск на танец семи покрывал (вуалей) из оперы «Саломея» Рихарда Штрауса.

«Легче, невесомее. У вас получается не покрывало, а какой-то корсет»,— взывает к музыкантам главный дирижер. Оркестр готовится к предстоящему в конце ноября в Казани фестивалю «Денис Мацуев у друзей».

А вслед за ним в начале декабря оркестр отправится в европейское турне. Со 2 по 9 декабря 2016 музыканты Сладковского дадут шесть концертов в четырех странах: Германии, Швейцарии, Австрии и Словакии.

Центральный концерт 6 декабря в «золотом зале» венского «Музикферайн» будет записывать главный европейский канал классической музыки Mezzo.

Художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, народный артист России Александр Сладковский рассказывает, что дадут европейские гастроли, а также о дружбе с пианистом Денисом Мацуевым.

Маэстро демонстрирует нам бокс из семи компакт-дисков «Малер в квадрате», вышедший совсем недавно. Фирма «Мелодия» сделала интересный ход, сопоставив, как интерпретирует произведения Густава Малера Сладковский и как эти же произведения звучали у Кирилла Кондрашина с оркестром Московской филармонии 50 лет назад.

Городской учитель музыки. 100 лет Кириллу КондрашинуВ преддверии европейского турне диск, уже отправленный в Вену, должен вызвать соответствующую реакцию в музыкальных кругах и познакомить публику с ГСО РТ, который, по признанию маэстро, в широких европейских кругах пока не известен.

— Я так понимаю, что сейчас вы обкатываете программу к европейскому туру? Исполняемые произведения будут схожи с теми, что вы будете играть на предстоящем фестивале «Денис Мацуев у друзей»…

— Я не то, что обкатку делаю, просто всегда строю сезон, чтобы музыкантам было удобно уходить из одной программы в другую. Так что все выстроено очень логично.

— Вы вернулись с утренней 4-часовой репетиции, а впереди еще и вечерняя. Как вы и музыканты выдерживаете такой график?

— Это нормально. У нас по Трудовому кодексу 8-часовой рабочий день. В зависимости от готовности я оставляю время им на индивидуальную подготовку.

— С таким графиком времени учить партии хватает?

— Все это уже выученное и репертуарное. Просто надо все довести до лоска и шика, чтобы не было никаких сомнений. Учить тут уже ничего не надо — надо довести все до совершенства. Повторение — мать учения. Но самое сложное — повторять то, что ты уже знаешь.

На самом деле можно все улучшать и улучшать. В этой связи я требую максимум, чтобы они, не расслабляясь, оттачивали партии до совершенства.

— Европейское турне необходимо, чтобы познакомить европейскую публику с оркестром?

— Да, мы дадим концерты в четырех странах: Германии, Швейцарии, Австрии и Словакии, а это эпицентр венской классики. Это очень сложный тур. Если мы победим и будет резонанс, хорошие серьезные последствия, можно будет считать, что мы свою Олимпиаду выиграли.

Все будет дальше зависеть от того, насколько успешно пройдет этот тур. Поэтому все силы и энергия брошены на то, чтобы это было в максимальной степени и на высочайшем творческом уровне.

— Репертуар вам диктовали организаторы?

— Тут никто ничего не диктует. Но они рекомендуют — они же продают билеты. А залы продаются с проверенными программами.

Конечно, оркестры из Российской Федерации, как правило, играют русские программы (в программе турне — произведения Мусоргского, Рахманинова, Чайковского, Глинки, Равеля — прим. ред.). Но мы ведь на бис будем играть не только русскую классику или же просто классику, но и современную музыку, может быть, австрийскую.

Моя задача — покорить эти города, максимально обратить на себя внимание с точки зрения промоушена, прессы, критиков.

— К вопросу про бисы. Не было мысли внести национальный колорит, все же оркестр из Татарстана?

— Внесем, не переживайте. Потом увидите.

— Да мы-то не увидим…

— Увидите. Посмотрите, сколько записей, трансляций было на телеканале «Культура» только за этот год. Вы все прекрасно увидите.

— А кто финансирует ваш европейский тур?

— Частично — мы, из оркестрового бюджета. Если бы у нас не было такой возможности, ни в какое турне мы бы не поехали. Частично — устроители и IMG. Перелеты оплачивает оркестр. Частично отели оплачиваем тоже мы. Это называется вскладчину.В IMG заинтересованы, чтобы мы стали известными как можно скорее. И мы в этом так же заинтересованы. Поэтому в медийные вещи, PR мы просто вынуждены вкладываться.

— После этого тура, насколько я слышала, будут испанские гастроли…

— Да, в феврале мы едем в большой тур по городам Испании.

— А потом есть планы покорять Азию?

— Нами занимается агентство, которое специализируется на развитии оркестров (имеется в виду IMG Artists, полное название крупнейшего музыкального агентства с базой в Лондоне и с отделениями во многих странах — прим. ред.), их продвижении. Таких агентств всего несколько в мире. Так что я вам ничего не могу сказать.

Планируется много чего. Но многое зависит от того, как мы сейчас покажемся [в европейском турне], каков будет резонанс. Это уже зависит не от меня. Я просто буду делать все невозможное, чтобы это было на топ-уровне. А там… Человек предполагает, а бог располагает. Я надеюсь, что у нас все получится.

— Как вы пережили Шостаковича (ГСО РТ под руководством Сладковского записал все симфонии и инструментальные концерты Дмитрия Шостаковича. Релиз выйдет в следующем сезоне на фирме «Мелодия» и будет посвящен 110-летию со дня рождения композитора — прим. ред.)?— Мы его пережили стоически. Мы писали его в 40-градусную жару без кондиционеров. Реально это было дано нам потом и кровью. Это была непростая прогулка, путешествие в эпоху с максимальным погружением, в этот ужас всего, чему Шостакович был свидетелем. А он стал свидетелем без малого практически всего XX века — с 1906 по 1975 годы.

Он был человеком, который в этой среде творил и выживал. Конечно, мы счастливы, что мы это пережили, став намного мудрее, выносливее. И когда ребята были уже совсем без сил, я говорил:

«Какие у вас могут быть трудности? Вспомните, о чем эта музыка. Когда солдаты в грязи, в болоте, на своих руках, плечах, как кони, тащили пушки. А вы живете в сытое прекрасное время, когда столько всего поменялось».

И им нечего было мне ответить.

Реальные трудности возникают там, где ты пытаешься чего-то добиться, а у тебя ничего не получается. А когда ты видишь такую динамику и ее высоко ценят в экспертных кругах коллеги-профессионалы, оркестранты, все музыканты, которые приезжают сюда, — это очень приятно. Ты ради этого живешь.

Александр Сладковский: “Малер – та ступень, без которой невозможен Шостакович”

И когда ты этот результат видишь, то не испытываешь трудностей, лишь чувство гордости и счастья.

— С пианистом Денисом Мацуевым вы едете в европейское турне. И в Казань на фестиваль он приедет в конце месяца. Как вы можете охарактеризовать ваши отношения: настоящая мужская дружба, духовное единство музыкантов?

— Все вместе. Мы много лет дружим и сотрудничаем на сцене. Когда у меня бывают очень сложные моменты, он всегда меня поддерживает. И когда он нуждается в этом, как любой человек, я поддерживаю его.

У нас чудесные отношения. Он невероятно много сделал для нашего оркестра. Но он это делает не только потому, что мы такие хорошие. Естественно, он делает это еще и потому, что мы дружим много лет и он видит колоссальный потенциал.

Он бы никогда не поехал в Вену с оркестром, который был бы недостоин этого. Или в Париж, где состоялось его назначение послом доброй воли ЮНЕСКО. Он знает, что мы будем ему отличной опорой.

Но он поддерживает многие оркестры — сейчас продвигает коллектив в Тюмени. Он как концертирующий пианист понимает, что чем больше хороших оркестров, тем лучше в итоге, в том числе, и для него.

Региональные оркестры Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Ростова сильно набирают. Но чтобы было движение, надо все время работать, шевелиться и очень сильно стараться добиться максимального результата. В этом мы с ним очень похожи.

Кристина Иванова, KazanFirst
  • 0
Читайте также
02 авг 2018, 16:13    0 комментариев
Токио рассчитывает, что благодаря доверительным отношениям, сложившимся между президентом России Владимиром Путиным...
Комментарии