USD 93.4409    CNY 12.8816    EUR 99.5797    JPY 60.4170
Москва oC
Последние новости
Поиск

Зерно оформят без выходных

02 ноя 2017, 09:28    Freepress
0 комментариев    329 просмотров
Зерно оформят без выходных

После многочисленных жалоб хлебокомбинатов и опасений дефицита хлеба в Петербурге, высказанных властями города, правительство решило принять меры. Инспекторам Россельхознадзора, выдающим документы на сельхозгрузы, придется работать в праздники и выходные. По мнению экспертов, это увеличит оборачиваемость зерновозов на 10–20%, но лишь в комплексе с другими мерами: введением работы в выходные на элеваторах и ускорением выгрузки на мукомольных предприятиях. Впрочем, в самом Россельхознадзоре уверяют, что его инспектора и так при необходимости работают в выходные, а причину дефицита вагонов нужно искать в другом.

Россельхознадзору придется «в пиковые периоды перевозки сельскохозяйственных грузов железнодорожным транспортом оперативно организовать работу» территориальных органов в выходные и праздники «по выдаче необходимых сопроводительных документов на указанные грузы». Такое поручение дал 30 октября вице-премьер Аркадий Дворкович руководителю ведомства Сергею Данкверту.

О проблеме с вывозом зерна в этом сезоне участники рынка говорили неоднократно, а 28 сентября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко написал господину Дворковичу о трудностях мукомольных предприятий города, вызванных ростом ставок на перевозку и нехваткой вагонов (см. «Ъ» от 25 октября).

Как рассказывал «Ъ» источник, присутствовавший на совещании по этой проблеме в Минтрансе 20 октября, жалобы поступили от ЛКХП имени Кирова, «Продовольственного фонда» и Петербургского мельничного комбината (ПМК). ЛКХП сообщал, что заявки на октябрь и ноябрь не согласовываются, ПМК жаловался на то, что не подаются вагоны с зерном, «Продовольственный фонд» отмечал недостаточные темпы и рост цены поставок зерна и просил директивно обязать операторов предоставлять вагоны для Петербурга в приоритетном порядке.

Но операторы уверяли, что вагонов хватает, и у хлебозаводов, которые работают по долгосрочным контрактам, проблем нет. ОАО РЖД уточняло, что вагоны подолгу стоят под погрузкой на элеваторах (до десяти суток), есть проблемы и с выгрузкой. Директор по коммерческой деятельности ОАО РЖД Алексей Шило на прошлой неделе говорил, что на предприятиях Санкт-Петербурга «завышение простоя вагонов идет в разы»: так, на ЛКХП в сентябре среднее время под выгрузкой составляло 28 часов, в октябре — 42. «Если мы каждый вагон будем под выгрузкой держать по 42 часа, то, конечно, их не хватит», — подчеркивал топ-менеджер.

Перевод сотрудников Россельхознадзора, выдающих необходимые для вывоза зерна сертификаты, на семидневную рабочую неделю в пик погрузки уже использовался при проблемах с вывозом зерна в 2011 году. Источник «Ъ» в отрасли говорит, что недоступность сотрудников Россельхознадзора в выходные и в праздники действительно сильно замедляет оборачиваемость вагонов, «плюс к тому, в пятницу они часов в 15 закругляются».


Но, добавляет собеседник «Ъ», проблема не только в этом. Так, по его словам, 30–40% элеваторов не работают в выходные, хотя вагоны прибывают круглосуточно. «Они не заинтересованы в ускорении погрузки, — уверяет источник „Ъ“, — могли бы вывести на работу в выходные три-четыре человека, этого было бы достаточно». Другой собеседник «Ъ» на рынке уточняет, что часто элеваторы все же работают в выходные, но берут за это надбавку.

«Темпы погрузки на элеваторах в субботу и воскресенье резко падают, что может быть связано с остановкой работы подавляющей части объектов на выходные», — подтверждает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько. Если к работе сотрудников Россельхознадзора по выходным и праздникам присоединятся элеваторы, это может увеличить оборачиваемость зерновозов на 10–15%, полагает он. Алексей Шило говорил, что перевод сотрудников надзорных органов на семидневную рабочую неделю позволит сократить простои на 15–20%. Эти цифры подтверждают собеседники «Ъ» среди операторов.

Проблему нужно решать в комплексе, соглашается один из крупнейших российских экспортеров зерна: «Должны активнее работать и элеваторы, и железнодорожные операторы, и порты». Мобилизация сотрудников Россельходзнадзора, по его мнению, поможет ускорить темпы перевозок, но глобальных изменений ждать не стоит. «Мера ускорит оформление сертификатов, но принципиально на ситуацию не повлияет, — соглашается директор „Совэкона“ Андрей Сизов. — Основная проблема — недостаток портовых мощностей, которая осложняется погодным фактором, — сохраняется. Так, из-за штормов в конце сентября — начале октября темпы погрузок в портах серьезно сократились, что скажется и на снижении объемов всего экспорта российского зерна в октябре».

Представитель Россельхознадзора заявил, что после указания Аркадия Дворковича служба проверила ситуацию с работой инспекторов в зерновых регионах, но «ни в одном не поступило ни одной жалобы от компаний и организаций, в том числе от ОАО РЖД». В ведомстве уверяют, что в ряде регионов инспектора службы, занимающиеся оформлением документов при перевозке зерна, и так работают круглосуточно, а в «социальных регионах» при наличии заявки выходят в выходные и праздничные дни. В службе допускают, что «произошло некое недопонимание» со стороны Минтранса, поскольку схожие документы оформляют региональные ветеринарные службы, которые не входят в систему Россельхознадзора. Так, по данным службы, были проблемы при оформлении Санкт-Петербургской ветслужбой документов на фуражное зерно.
  • 0
Комментарии