USD 107.1758    CNY 14.6258    EUR 112.8019    JPY 71.3601
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Как российский ВПК обходится без продукции западного соседа

Как российский ВПК обходится без продукции западного соседа

27 июн 2017, 07:36    Freepress
0 комментариев    352 просмотра
Как российский ВПК обходится без продукции западного соседа

26 июня президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что Россия до середины 2018 года полностью избавится от потребности в украинских газотурбинных двигателях для надводных кораблей. В интервью RT глава ОСК отметил, что Москва смогла извлечь выгоду из разрыва отношений с Киевом. При этом ряд украинских предприятий, лишившись своего крупнейшего заказчика, оказались в весьма трудной финансовой ситуации.
По словам главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова, российские предприятия могут самостоятельно производить всю линейку энергетических установок для газотурбинных и дизельных кораблей.
«С середины следующего года у нас зависимости в производстве движительных систем на будет», — заявил российским СМИ Рахманов. От дружбы до глубокой заморозки

Соглашение между украинским и российским правительствами о сотрудничестве в сфере судового газотурбостроения главы двух государств подписали 18 ноября 1993 года.
Поставками газотурбинных двигателей для российских морских судов занимался завод «Зоря—Машпроект», расположенный в украинском городе Николаев. Предприятие стало ведущим в своей отрасли ещё в советские времена.
После распада СССР украинский завод продолжил поставки оборудования для магистральных газопроводов и электростанций в Россию. Турбинами украинского производства оснащены электростанции в Салехарде, Иваново и Новгороде, противолодочные, десантные и сторожевые корабли ВМФ России. Украинскими двигателями оснащены ракетные катера типа «Молния», сторожевые корабли «Ястреб», фрегаты «Адмирал Эссен», корветы «Гепард», а также фрегаты проекта 22350, к примеру, знаменитый «Адмирал Горшков».
После заморозки сотрудничества Москвы и Киева в военной сфере в 2014 году и отказа предприятия «Зоря—Машпроект», входящего в концерн «Укроборонпром», поставлять в Россию корабельные газотурбинные двигатели возникла необходимость их замены на отечественные аналоги.
Всё своё
В 2010-2011 годах Министерство обороны России заключило с «Зоря—Машпроект» два контракта на сумму 80 млрд рублей по заказу шести фрегатов проекта 11356 с использованием газотурбинных силовых установок для российского Черноморского флота. Однако в результате разрыва связей Украины и России недостроенными осталась вторая тройка кораблей — Украина отказалась передавать России оставшиеся двигатели.
Тогда решено было начать производство газотурбинных энергетических установок с более высоким КПД и меньшим расходом топлива на территории России — на НПО «Сатурн» в Рыбинске. Двигателями этого завода оснащалось большинство отечественных военных и гражданских самолетов: МиГ-21 и МиГ-23, Су-24, Су-30 и Су-37, Ил-76 и Ил-62, Ту-154 и Ту-144.
В апреле 2017 года президент России Владимир Путин посетил «Сатурн» и дал старт производству корабельных газотурбинных двигателей для ВМФ — аналогам украинских силовых установок.
Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов в интервью RT рассказал, что поставки отечественных газотурбинных агрегатов для российских кораблей планируется начать уже в следующем году.
«Мы с 2018 года начнём производить двигатели на нашем предприятии в Ярославской области. Для налаживания необходимых мощностей там есть все условия. В ближайшее время уже будет решена судьба четвертого и пятого фрегатов проекта 11356», — добавил Рахманов.
Курс на импортозамещение
В рамках программы импортозамещения в России освоили производство вертолётных двигателей ТВЗ-117, которые ранее поставлялись из Запорожья компанией «Мотор Сич». В настоящий момент их выпуском занимается петербургское АО «Климов».
Также взамен малоразмерных газотурбинных двигателей Р95 в России разрабатывается проект двигателей 36MT с более высокой тягой, меньшим весом и пониженным расходом топлива для крылатых ракет Х59.
Украина занималась поставками и деталей для российского учебно-боевого самолёта Як-130. Аналог двигателя практически сразу же создало предприятие Соколиной Горы НПЦ газотурбостроения «Салют».
За первое полугодие 2015 года было замещено 57 комплектующих изделий украинского производства из 102 запланированных.
Об этом говорится в докладе президенту России Владимиру Путину руководства Министерства обороны, а также предприятий ОПК и строительного комплекса о выполнении государственного оборонного заказа.
По прогнозам вице-премьера Дмитрия Рогозина, импортозамещение всех компонентов для ВПК должно быть завершено на 90% к 2018 году.
Однако военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в разговоре с RT выразил сомнения, что всё будет завершено в срок.
«Всё, конечно, будет сделано, но, скорее всего, с задержками. Разработка и производство двигателя — фундамент современной военной техники, это очень сложный процесс. Цикл производства двигателей занимает не 1-2 месяца. К 2018 году могут выкатить какой-то прототип, но не запустить в серийное производство».
Точка невозврата
Разрыв украино-российских отношения в военной области значительно ударил по ВПК Незалежной. Украина осталась без главного рынка сбыта.
Так, доля экспорта комплектующих «Зори—Машпроекта» в Россию составляла около 90-95% с объёмом выручки $250-300 млн. В самой Украине спроса на данную продукцию практически нет. На данный момент предприятие, имевшее раньше стабильные российские заказы, находится в тяжелой финансово-экономической ситуации.
Помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин рассказал журналистам, что Москва не уверена в жизнеспособности украинского предприятия «Зоря—Машпроект» после остановки поставок двигателей на корабли ВМФ России.
«Когда Украина прекратила с нами сотрудничество, в том числе по «Зоря—Машпроекту», для нас это стало серьёзной проблемой. В среднесрочной перспективе, надеюсь, у нас уже таких проблем не будет. Другое дело, мы не знаем, что будет с этой большой корпорацией, где будут работать её специалисты. Никуда, кроме как к нам, эта техника не поставлялась», — отметил Кожин.
Помимо Николаевской судостроительной корпорации, в объединении с российскими заводами в военно-технической области сотрудничал днепропетровский завод «Южмаш», поставлявший запчасти для российских стратегических ракет. Предприятие после разрыва отношений с основным торговым и промышленным партнёром также испытывает трудности.
Свою продукцию Украина продаёт с трудом. В 2009 году Ирак заказал у Киева 420 бронетранспортёров БТР-4. Поставки были осуществлены только в 2013 году в количестве 42 штук с трещинами в корпусе. Заказчик отказался от покупки.
Остаются контракты на оперативно-ракетный комплекс (ОТРК) «Гром-2» с Саудовской Аравией, но суммы там фигурируют совсем незначительные.
Нардеп от «Народного фронта» Дмитрий Тымчук рассказал в интервью украинским СМИ, что на данный момент украинский военно-промышленный комплекс в состоянии обеспечить потребности своей армии лишь на 40%. Технику же Киеву приходится закупать у России, только «подпольно».
По словам Корнева, Украина, несмотря на трудности, будет активно искать новые рынки сбыта.
«У Запада, кончено, есть свои двигатели, а вот для стран третьего мира эта проблема очень актуальна. Например, Индия или Китай. Делать самолёты они научились, а вот моторы для них — нет», — говорит Корнев.
Эксперт отметил, что на налаживание отношение между Россией и Украиной в военной сфере можно не рассчитывать, потому что на такие шаги Москва уже вряд ли пойдёт.
Не было бы счастья
России удалось преодолеть все трудности, которые последовали после разрыва сотрудничества с Украиной в военно-промышленной сфере. Более того, сегодняшняя ситуация в российском ВПК свидетельствует о благоприятных последствия программы украинозамещения.
Президент Объединенной судостроительной корпорации в интервью RT сказал, что Россия в ситуации разрыва отношения с Украиной не только не проиграла, но, наоборот, получила значительные преимущества.
«Хорошо продвинулся российский военно-промышленный комплекс. Мы перестали зависеть от кого-то, и самое главное — мы теперь не получаем изделия сомнительного качества», — подчеркнул Рахманов.
  • 0
Комментарии