USD 103.3837    CNY 14.1399    EUR 109.7802    JPY 68.7666
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Ольга Максимилиановна Берг. К 110–летию со дня рождения

Ольга Максимилиановна Берг. К 110–летию со дня рождения

02 мар 2017, 13:20    Freelady
0 комментариев    370 просмотров
Ольга Максимилиановна Берг. К 110–летию со дня рождения
Женщина — балерина, пианистка и дирижер симфонического оркестра – явление уникальное.

В истории отечественного искусства только Ольга Максимилиановна Берг (1907–1991) совмещала три специальности и состоялась в каждой.

Хрупкая женщина достигла совершенства в исполнительском мастерстве как артистка балета, концертирующая пианистка и за дирижерским пультом руководила внушительным театральным оркестром. А по окончании блистательной карьеры дирижера нашла себя в педагогической деятельности.

Она впервые разработала и ввела «Балетмейстерский анализ партитур», предмет, благодаря которому многие студенты-хореографы создали свои лучшие постановки. Сегодня можно с уверенностью сказать, что авторский курс О. М. Берг сыграл значимую роль в формировании хореографического образования в России и за рубежом.
Ольга Максимилиановна родилась в семье музыкантов Мариинского театра. Отец – обрусевший немец Макс Берг (1870–1943) – служил в оркестре флейтистом, мать Клавдия Бочкарева (1872–1945) – арфисткой. Судьба дочери с рождения была предрешена.

Юная Ольга Берг страстно увлечена фортепиано, но по настоянию родителей поступает в Театральное училище на балетное отделение. Страсть к музыке не утихала, и в годы обучения хореографическому мастерству параллельно Берг совершенствовала игру на инструменте.

С ранних лет она проявила себя технически одаренной танцовщицей, перфекционисткой, с упорством преодолевающей любые препятствия. Видная ученица легендарной Агриппины Вагановой, она отличалась природной музыкальностью. Современники отмечали серьезность и вдумчивость, с которыми Берг относилась к занятиям, что позволило ей закончить училище за 6 лет.

С 13 лет Ольга Берг выступала как концертирующая пианистка, что не мешало ей проявлять дарование артистки балета. Уже в выпускном спектакле «Ручей», который остался в истории как триумф М. Семёновой, зрители бурно аплодировали блистательному выступлению Берг. Единственная ее технически сложная вариация была исполнена легко и грациозно.

В 1925 году Берг в качестве артистки балета была принята в труппу ГАТОБа (бывшего Мариинского театра). С первого ее появления на сцене критики оценили чеканность мелких движений, стремительное вращение, легкость прыжков и удивительную музыкальность балерины.
В прессе 1930–1940 гг. в ряду ярких учениц Вагановой рядом с именами М. Семёновой, Г. Улановой и Н. Дудинской всегда фигурировала О. Берг.

Ольга Берг — единственная танцовщица, без особых усилий исполнявшая мужские прыжки. Это стало одной из причин, благодаря которым Ф. Лопухов выбрал всесторонне одаренную исполнительницу для своей новой постановки «Пульчинелла» на музыку И. Стравинского.

В интермедии «Комикующие турки» балетмейстер доверил Берг партию, в которой чередовались двойные туры в воздухе и фуэте на подиуме. За непревзойденное исполнение она заслужила ряд похвал балетных критиков и взыскательного Лопухова. Рецензенты единогласно подчеркивали стремительный темп исполнения Берг, совершенно не свойственный женщинам.

Репертуар танцовщицы поражает разнообразием: она искусно совмещала партии, в числе которых Первая солистка в Pas de trios, Фея хлебных крошек, Фея бриллиантов («Спящая красавица»); Повелительница Дриад, Вариация последнего акта («Дон Кихот»); Третья Одалиска («Корсар»), Царица Вод («Конек Горбунок»), Куколка, Китайский танец («Щелкунчик»), Алиса («Раймонда»), Паскуала («Лауренсия»), Мирта («Жизель») и многие другие.

Будучи человеком целеустремленным и не оставив мечту о карьере пианистки, она поступила в Ленинградскую консерваторию (по классу фортепиано к О. Калантаровой), которую с успехом окончила в 1930 году. Ее талант был признан самим А. Глазуновым: на учебном концерте он охарактеризовал манеру игры Берг как исключительно художественно-виртуозную, подчеркивая, что ее вдохновенное исполнение отличается самыми разнообразными достоинствами.
По воспоминаниям ее мужа, выдающегося дирижера Юрия Гамалея, танцовщица никогда не бездельничала, ухитрялась совмещать, казалось бы, несовместимое. Работа в театре отнимала все время, не оставляя возможности на домашние занятия на рояле. Тогда Берг начала оттачивать исключительно сложные технические места произведения, а основную концепцию детально продумывать, например, в трамвае по пути на улицу Росси, где продолжала заниматься с Вагановой.

Балерина и пианистка, она совмещала сольные концерты в Большом зале филармонии и выступления на балетной сцене. Репертуар пианистки включал сложнейшие произведения Ф. Шопена и Р. Шумана с не менее виртуозными сочинениями С. Прокофьева, А. Скрябина, А. Глазунова.

Параллельно Берг была постоянной участницей многочисленных концертов, которые шли в крупных городских кинотеатрах до и после сеансов кинофильмов. Тут она выступала и как балерина, и как пианистка, и как драматическая актриса. Казалось, для нее не существовало преград и любая деятельность подвластна многогранному таланту.

Будучи человеком прагматичным, Берг понимала, что карьера танцовщицы недолговечна, поэтому в 1941 году вновь поступила в консерваторию, но теперь на дирижерское отделение (класс И. Шермана). «Боевое крещение» в новой ипостаси состоялось 4 июля 1945 года благодаря настойчивости Шермана, который заставил ее продирижировать несколькими номерами в выпускном спектакле Хореографического училища. Она была единственной, кто отлично знал как музыкальный материал, так и хореографический текст.

В 1948 году Берг блистательно заканчивает обучение, обретая новую специальность. Впервые в истории отечественного искусства видная ленинградская балерина занимает должность дирижера в Малом театре оперы и балета, совмещая ее с работой пианисткой в оркестре теперь уже Кировского театра.

Стоя за дирижерским пультом, Берг освоила классический балетный и оперный репертуар, а также на протяжении 13 лет руководила Камерным оркестром Ленинградского университета.

В 1968 году Ольга Берг начала преподавать в родной консерватории на кафедре хореографии, где вела разработанный ею курс «Балетмейстерский анализ партитур». Уже первые ученики стали привлекать пристальное внимание зрителей особой музыкальностью своих сочинений.

В их числе были Б. Эйфман, Г. Майоров, В. Елизарьев, К. Рассадин. Отныне воспитанники ее класса умело ориентировались в сочинениях отечественных и зарубежных композиторов, самостоятельно анализировали произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, В. Моцарта, П. Чайковского, А. Глазунова, И. Стравинского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича…

В октябре 1960 года в Киножурнале № 29 появился сюжет о разноплановой деятельности Берг. Отечественные и зарубежные периодические издания называли ее «исключительной сенсацией», помещая портрет на обложках. Гастроли Берг в Каире стали событием года для страны: газеты публиковали восторженные отзывы, подчеркивая, что она первая женщина-дирижер за всю историю существования их оперного театра.

Активная, любознательная, целеустремленная Ольга Берг всегда оставалась женственной. Современники запомнили образ дамы невысокого роста, всегда элегантно одетой, в туфлях на невысоком каблучке, стремительной в движениях. Берг, не прекращая работать ни на миг, отдала отечественному искусству 65 лет своей жизни.

«Любая из трех специальностей О. М. Берг требовала многолетней упорной учебы, неустанного совершенствования своих знаний, своего умения. В жизни Ольги Максимилиановны не было периодов отдыха, безделия. Она трудилась с детских лет и почти вплотную до дня кончины, прожив 84 года.

Жизнь ее не была легкой, судьба подстраивала ей сложные испытания, но она никогда не падала духом, старалась переломить ситуацию и решительно шла впе-ред по избранной дороге»


Спустя 110 лет со дня рождения и четверть века с момента ухода Ольги Максимилиановны Берг можно с уверенностью сказать, что имя ее не будет забыто.
  • 0
Читайте также
13 сен 2018, 07:52    0 комментариев
"Отравитель" Сергея Скрипаля и его дочери Юлии оказался обычным сотрудником томского фармацевтического предприятия....
Комментарии