USD 93.2519    CNY 12.8484    EUR 99.3648    JPY 60.2636
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Принцесса Турандот поселилась на Большой Никитской у Бертмана

Принцесса Турандот поселилась на Большой Никитской у Бертмана

19 фев 2017, 11:16    Freelady
0 комментариев    429 просмотров
Принцесса Турандот поселилась на Большой Никитской у Бертмана
Премьера оперы «Турандот» Джакомо Пуччини в «Геликон-Опере».

Театр «Геликон-Опера» Дмитрия Бертмана на Большой Никитской набирает обороты в своей работе, как бы пытаясь вернуть время, упущенное от вынужденного простоя. Воссозданный из руин и живущий на руинах различных культурных слоёв древней Москвы, театр показывает на своих сценах премьеру за премьерой.

Уже прошла премьерная серия оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, порадовала своей первозданностью воссозданная опера «Евгений Онегин» П. Чайковского времён великого К.С. Станиславского.

Совсем недавно в Белоколонном зале княгини Шаховской прошёл концерт «Rendez-Vous» солистки театра Елены Семёновой с очень оригинальной и мастерски исполненной программой.
С шумным успехом прошла несколько дней назад премьера оперы «Распутин» американского композитора Джея Риза.

Дирижировал спектаклем Александр Бригер, прямой потомок князей Юсуповых, приехавший из Австралии. Были и другие масштабные постановки в «Геликоне».

Алекс Бригер: «Мой предок был прав, устранив Распутина»

Не так давно, в конце января, медийное пространство наполнилось шумом и звоном анонсов, пресс-конференций, тематических сюжетов на ТВ в преддверии премьеры оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Да уж, китайская принцесса пожаловала в «Геликон» по всем правилам своей этнической родины и в соответствии со своим статусом! Надо сказать, сия персона, как известно, пренепростая штучка! Предсмертное творение великого Пуччини требует от исполнителей не только высокого уровня вокальной культуры, но и глубокого осмысления исполняемых партий с точки зрения характеров героев.

Визит принцессы был обставлен с большим изыском, о чём везде и всюду вещал сам Дмитрий Бертман. Анонсировать было что: исполнители все были свои артисты, никого приглашать не пришлось. Это, конечно, делает честь театру и подтверждает высокий уровень исполнительства геликоновцев.

Вот достойный ответ тем ясновельможным московским дамам, которые иногда вспоминают историю и, эдак, небрежно кидают: «А-а, так это Дом медработника!» Теперь смолкните, враждебные силы! Впрочем, театру, как и актёру, постоянно надо самоутверждаться, доказывая своё право на общение со зрителем.

В постановочной части приглашённые были и это, прежде всего, художник-постановщик Камелия Куу, уроженка Китая, живущая и работающая в Канаде, а также художник по свету Томас Хазе из Америки, работающий не только у себя на родине, но и в театрах по всему миру.

Дмитрий Бертман: «На самом деле «Турандот» – история чудовищная…»

Большой удачей, важнейшим событием является участие в постановке «Турандот» выдающегося дирижёра современности, народного артиста СССР Владимира Ивановича Федосеева. Само по себе участие маэстро в постановке этой оперы уже событие в музыкальной жизни не только нашей страны, но и за её пределами.

То, что маэстро Федосеев взял на себя музыкальное руководство спектаклем, имеет огромное значение для театра. Его постановки опер были осуществлены на сценах Милана, Флоренции, Вены, Цюриха, Парижа, Болоньи и других оперных театров Европы. Они неизменно очень высоко оценивались критикой и публикой. Это были оперы Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди, Берлиоза, Яначека. Этот перечень даёт представление о музыкальном и художественном кругозоре маэстро Владимира Федосеева, о его драгоценном творческом опыте. И вот теперь «Турандот» Дж. Пуччини.

Во время пресс-конференции, которая проходила в Белоколонной гостиной княгини Шаховской, можно было заметить на стенах китайские гравюры. Выполнены они были в чёрно-белом варианте нежными линиями пера, которое как бы едва касалось бумаги. Одинокий пловец в лодочке меланхолично увлекал зрителя в таинственный мир далёкой и неведомой страны, которая именуется Китаем.

В противовес множеству известных постановок этой оперы на самых знаменитых театральных сценах, изобиловавших яркими костюмами персонажей, атрибутикой, заимствованной из разных исторических пластов культуры Китая, то, что открылось зрителям со сцены, сразу успокоило воображение, погрузив всех в жизнь скромную, аскетичную даже, но подлинно китайскую. Да, вот она, рука художника-постановщика Камелии Куу!

Эта художественная стратегия была продолжена и в костюмах персонажей, и в декорациях. Изящно, как на старинных китайских гравюрах, были решены костюмы главной героини оперы, принцессы Турандот. Изысканные линии одеяний принцессы, хрупкость и ломкость её силуэта безнадёжно перемещали героиню в мир одиночества и страданий. Такая сценография обратила зрителя к сути истории, происходящей на сцене.

Обращение Пуччини к древней китайской легенде можно объяснять и модными течениями в культурной жизни цивилизованной Европы, и апокалиптическими предчувствиями эпохи 20-ых годов прошлого века, и желанием уйти в иную, экзотическую, неведомую историческую реальность. Всё это имеет место в воплощении замысла композитора.

При объяснении поведения Турандот по отношению к искателям её руки и сердца мотив жестокости и даже кровожадности принцессы, пожалуй, не убеждает окончательно. Оказывается, была история с её прапрабабушкой, императрицей, подвергшейся унизительному насилию. В душе Турандот живёт чувство мести, ею движет именно эта сила.

В китайской культуре, в ментальности прочно закреплена традиция культа старших, культа почитания предков. Поэтому мотив отмщения в сознании героини имеет этнические и исторические корни. Она страдает под гнётом груза тяжкой обязанности, которая лежит на ней. Её раздражают женихи, отвлекая от главной задачи. В этом видятся истоки неразрешимых загадок для искателей её руки, которые сама принцесса сочиняет. Сердце её закрыто, запечатано для света, для любви.

Портрет знаменитого незнакомца

Другая героиня, нежная, хрупкая Лиу, излучающая свет, добро, не выдерживает сердечных мук безответной любви. Она кончает жизнь, пронзив себя кинжалом, попросту говоря, совершает харакири, что, опять же, составляет часть традиционной культуры Китая, особенно Японии. Такого рода случаи совсем не редкость и в современной жизни этих стран. Эти поступки вызваны неспособностью, невозможностью преодолеть страдание от неразделённой любви, как в случае с Лиу, или «потерять лицо» в глазах общества в современной жизни. В основе возможности разрешения проблем таким образом лежит разность в ощущении человека в мире в восточной и европейской культуре.

Все эти печальные, загадочные события происходят при завораживающем свете огромного диска луны. Надо сказать, что таинственное светило занимает особое место в культуре Китая. «Праздник Луны» проходит в этой стране осенью, в период осеннего равноденствия. Грусть, печаль пронизывает эти дни: закончилось тёплое время года, собран урожай, жизнь замирает. Это время сбора всей семьи, время поминания предков, время печальных легенд.

Великому Джакомо Пуччини удалось уловить и передать этот мотив неизбывности грусти, страдания Турандот, подлинности её чувства. Композитор не закончил свою последнюю оперу, хотя известно, что у него было ещё время. Замечательно, что в постановке «Геликона» действие останавливается там, где оно остановилось для композитора, давая зрителям возможность домыслить финал этой истории.

Безусловно, это серьёзная и успешная работа театра «Геликон-Оперы» как в плане профессиональных достоинств артистов, так и в плане сценического воплощения художественного замысла композитора Джакомо Пуччини. Не будет преувеличением сказать, что опера «Турандот» Джакомо Пуччини, поставленная в театре «Геликон-Опера», соответствует тому, что мы вкладываем в понятие «постановка мирового уровня». И здесь можно поздравить театр с успехом!
  • 0
Комментарии