USD 93.4409    CNY 12.8816    EUR 99.5797    JPY 60.4170
Москва oC
Последние новости
Поиск
» » Большой театр впервые представляет оперу Вайнберга “Идиот” по роману Достоевского

Большой театр впервые представляет оперу Вайнберга “Идиот” по роману Достоевского

12 фев 2017, 10:22    Freelady
0 комментариев    477 просмотров
Большой театр впервые представляет оперу Вайнберга “Идиот” по роману Достоевского
Государственный академический Большой театр России (ГАБТ) представит премьеру оперы Мечислава Вайнберга “Идиот”, созданную по одноименному роману Федора Достоевского.

Значимости событию придает тот факт, что до сих пор в ГАБТ ни разу не ставились произведения советского и российского композитора Мечислава Вайнберга (1919-1996), причисленного к рангу крупнейших музыкантов ХХ века.

“Начинающиеся сегодня премьерные показы оперы “Идиот” послужат также прологом и открытием Международного форума “Мечислав Вайнберг (1919-1996). Возвращение”, который с 16 по 19 февраля пройдет в Москве”,

– сообщили в пресс- службе ГАБТ.
“Этот форум мы анонсировали еще в сентябре, когда открывали нынешний, 241-й сезон Большого театра”,

– напомнил генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

По его словам, цель международного проекта, организованного Большим театром совместно с Государственным институтом искусствознания и газетой “Музыкальное обозрение”, – воздать должное Мечиславу Вайнбергу.

Изначально было определено, что в Москве состоится научная конференция, откроется выставка, прозвучат произведения композитора, в частности, будет исполнена его опера “Пассажирка” в постановке столичного Театра “Новая опера”.

Эту же оперу привезут в Москву и покажут на сцене ГАБТ артисты Екатеринбургского театра оперы и балета. А начать парад оперных премьер Вайнберга решено было с “Идиота” в постановке Большого театра.
Начали с “Идиота”

Опера “Идиот”, созданная Вайнбергом в 1986 году на сюжет по роману Достоевского, стала последним законченным произведением, написанным композитором. В Большом театре над ее воплощением трудился интернациональный творческий коллектив. Так, дирижером-постановщиком выступил польский маэстро Михал Клауза.

“Музыка Вайнберга – трудна для исполнения, она требует большой точности и особой концентрации”,

– сказал Клауза накануне премьеры.

При этом он признал, что

“опера Вайнберга не такая современная музыка, где нет гармонии. Гармония здесь есть, и у солистов на самом деле красивейшие мелодичные арии.”

Он также сообщил, что в Большом театре подготовлены два состава исполнителей, и оба на самом высоком уровне.

“Они способны наилучшим образом донести психологию, чувства и эмоции героев Достоевского, которые очень точно переданы композитором в опере”,

– считает дирижер.

Постановку оперы “Идиот” в Большом театре осуществил известный режиссер Евгений Арье, который прежде никогда не работал в музыкальном театре.

“У меня нет музыкального образования. Но я всегда мечтал поставить оперу, и эта мечта сбылась, причем в таком великом театре, как Большой”,

– сказал режиссер.

Представляя свою концепцию, Арье рассказал, что прежде всего пытался понять музыку и реализовать ее на сцене, что было совсем не просто.

“Я ставил Достоевского с музыкой Вайнберга, основанной на романе Достоевского. Я не могу их разделить”,

– подчеркнул режиссер. По его мнению, роман Достоевского очень современен, и прежде всего важен его главный герой – князь Мышкин.

“В отличие от сегодняшних героев – сильных и успешных, князь Мышкин – человек слабый, нелепый и … гениальный. Его гениальность заключается в способности чувствовать боль другого человека, как свою собственную. Вот эта особенность персонажа Достоевского мне кажется сегодня очень важной, необходимой”,

– заявил Арье.

Он также отметил талант исполнителей ролей, которые, по его выражению,

“не только прекрасные певцы, но и замечательные драматические актеры. Я их очень полюбил и отношусь к ним с огромным уважением.”

В главных партиях выступят: Богдан Волков, Станислав Мостовой (князь Мышкин), Екатерина Морозова, Мария Лобанова (Настасья Филипповна), Петр Мигунов, Николай Казанский (Парфен Рогожин).

Сценографическое решение оперы “Идиот” выполнил известный театральный художник Семен Пастух. Это его вторая работа в Большом театре, где прежде он оформил балет “Болт” на музыку Шостаковича. Художником по костюмам стала Галина Соловьева.

Опера Вайнберга “Идиот” идет на Новой сцене Большого театра, где премьерные показы состоятся 12, 14, 15, 16, 17 февраля. Продолжительность спектакля – 3 часа 30 минут с одним антрактом.
Биография Вайнберга

Мечислав Вайнберг родился в 1919 году в Варшаве, в еврейской семье уроженцев юго-восточной части Российской империи, которые волею судеб оказались в Польше. В 1939 году окончил Варшавскую консерваторию по классу фортепиано.

В начале Второй мировой войны переехал из Польши в СССР. Близкие родственники Вайнберга были депортированы и погибли в концлагере Травники. Только в 1960-е годы Вайнберг узнал правду о гибели своей семьи. “Я считаю своим долгом писать о войне, о тех ужасах, которые обрушились на человечество в нашем веке”, – говорил он.

Так возник замысел оперы “Пассажирка”, написанной в 1967-1968 годах по пьесе писательницы Зофьи Посмыш о судьбах узников Освенцима. Опера создавалась по заказу Большого театра, однако в то время так и не была поставлена, впервые произведение прозвучало только спустя 40 лет.

Вайнберг – автор более 26 симфоний, 17 квартетов, около 30 сонат, 8 опер и многих других произведений. Особую славу обрел как автор музыки для кино. Его мелодии звучат в фильмах “Летят журавли”, “Укротительница тигров”, “Последний дюйм”, “Афоня”, а также в мультфильмах “Каникулы Бонифация”, “Винни-Пух” и других.

Не обошли его и награды. Вайнбергу было присвоено звание народного артиста РСФСР и лауреата Государственной премии СССР. Его ближайшим другом был Дмитрий Шостакович.

В конце жизни – в 80-е и 90-е годы – Вайнберг был почти забыт.
Возвращение композитора

Интерес к творчеству Вайнберга возродился в ХХI веке и сейчас переживает настоящий ренессанс, особенно в Европе и Америке, где повсеместно ставятся его оперы “Пассажирка” и “Идиот”. Исполняются симфонии и камерные ансамбли, проводятся фестивали его музыки, выпускаются компакт-диски. Сочинения Вайнберга включают в свой репертуар ведущие солисты, оркестры и дирижеры.

Творчество Вайнберга вновь обрело востребованность и в России. В 2006 году в Московском академическом музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялось концертное исполнение первой оперы Вайнберга “Пассажирка”. В июле 2016 года оперу “Идиот” выпустил Мариинский театр.

Затем оперу “Пассажирка” поставили в Екатеринбургском театре оперы и балета и в Театре “Новая опера” в Москве. Теперь этот перечень пополнил “Идиот” в постановке Большого театра.
  • 0
Читайте также
05 июл 2017, 12:18    0 комментариев
Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнёва внесла на рассмотрение нижней палаты парламента...
Комментарии